Это мой живописный подвиг

«Имя и тело - это отметины, иначе я совсем не смогу двигаться в этом мире»

Анна Звягинцева – художница, знакомая нам по нескольким успешным групповым выставкам, среди которых кураторские проекты Марины Щербенко «Любить Украину» в галерее «Лавра», «Медленно» в галерее «Боттега» и, конечно же, «МУХІ 2010», в котором Анна стала финалистом. Вполне закономерно, что первая персональная выставка Анны Звягинцевой должна быть в новом выставочном пространстве «Shcherbenko Art Centre», где она открылась 24 января, и где сейчас ее еще можно увидеть.

 

«Комната – это персептивный микромир, который делится на сферы, воспринимаемые шестью органами чувств»

«Доверчивое движение» - это некая культурная картография, фиксация перемещения зрителя по намеченной художником траектории. От «Рисунков Пятигорского» через «Тропинки» и «Пустые книги» нить тянется к «Скульптурам моего отца». Мы проходим этот путь, беря в проводники профессора Пятигорского, философа, поясняющего нам суть происходящего лучше любого экскурсовода. Его словам внимаем, и экспозиция превращается из хаотического нагромождения предметов в стройную осмысленную систему. Присутствие Анны Звягинцевой здесь нигде и везде одновременно, ведь «Мы можем изучать себя, только вынеся себя за скобки, как чужое».

 

«Я в своей жизни не встречал ни одного человека, включая обоих моих маленьких внуков, который был бы так бездарен в рисовании, как я»

Начнем с «Рисунков Пятигорского». Движение по экспозиции начинается с видео. На небольшом экране Пятигорский совершает свой «живописный подвиг». В наушниках звучат его мысли, заполняя собой пространство. Вдоль стены три огромных полотна, на которых стежками перенесены основы буддийского мировосприятия. Это копии фигур, изображенных Пятигорским в стенах какой-то аудитории одним апрельским днем 2007 года. Некое соответствие в физическом мире

«парадигме, заданной органами … органами чувств. Давайте обозначим их кружочками.

Каждому органу чувств соответствуют объекты. Давайте обозначим их треугольниками.

Каждому органу чувств, кроме объектов и сфер соответствует свое собственное ЧАСТНОЕ СОЗНАНИЕ. Это будет ромб».

 

 

«Время не имеет совершенно никакого значения. Время – это полная чепуха. Время не обладает собственной реальностью»

«Тропинки» - это две параллельные вселенные, одна заключена в маленький экран, где, не останавливаясь ни летом, ни зимой спешит кто-то по кем-то другим проложенным тропинкам, вторая же – это черные нити, вероятно, тех же тропинок, символично разрезающих квадратные листки бумаги. Все происходит одновременно, синхронно без предпосылок и продолжений. Только здесь в одном и том же пространстве, в комнате с ромбами, кругами и треугольниками.

Главная функция – это не то, что одно порождает другое, - говорит Пятигорский, - главным принципом является одновременность». Нет сначала одного, затем другого – есть две плоскости, движение по которым происходит в один и тот же момент. На стене под стеклом и на экране зритель проходит тот самый путь, только по разным тропинкам: по символическим линиям, выведенным от руки и по вытоптанным колеям среди снега или травы на видеозаписи.

 

 

«Человек все время теряет время на всякие глупости. Эти глупости и есть его жизнь» 

«Скульптуры моего отца» – работа, в которой собрана вся нежность и трепетность к семейным реликвиям, когда артефактом становится даже бумажка, которой касались близкие люди. Это ужасно напоминает творение Джонатана Сафрана Фоера «Everything is Illuminated», в котором герой был «коллекционером» реликвий своей же семьи.

 

 

«Если мысль не выражена, неизвестно, думана ли она»

Пустые книги, обозначенные художником, как «жест отказа», то есть отказа быть путеводителем, вести по начертанной уже истине.

Пожалуй, это самая соблазнительная, самая желанная часть экспозиции.

Что может быть хуже жгущего любопытства? Одновременная доступность предмета и невозможность до него дотронуться. Соответствует ли действительности надпись: «Пустая книга»? Действительно ли страницы чисты?

Проверить нельзя. Неловко и стыдно касаться объекта искусства.

Негласный галерейный кодекс говорит: руки прочь!

Нарушить – значит пренебречь запретом вдвойне, ведь книги маркированы, как чужая собственность. Но пустые страницы манят.

Сложное и без того отношение зрителя с этим объектом искусства отягощается извечным человеческим желанием высказать, выразить, изложить, а значит, начертать на белом, оставить свой след на чистом.

 

«Тут все не так просто. А если все просто, то этим и заниматься не нужно»

Как в древнейших верованиях о том, что мир, покоится на четырех черепахах, пространство, созданное Анной Звягинцевой, имеет четыре точки опоры. «Рисунки Пятигорского», «Тропинки», «Пустые книги», «Скульптуры моего отца» – это название остановок, где доверчивое движение зрителя замирает, и символы начинают складываться в картины.

Но нас больше не привлекают живописные полотна. Современное искусство – это новые идеи, переданные в знаковых эквивалентах, это момент, когда содержание побеждает форму, и философия работы, ее смысл наконец-то можно облачить не в пышные женские формы, не в вазу с фруктами на обеденном столе и даже не в прекрасные лесные опушки. Когда сомнения, воспоминания, путешествия, отрывки из прошлого можно передать ромбом, квадратом, блестящей оберткой или пустой страницей – это настоящий «живописный подвиг».

 

P.S. И последнее, о чем нам советует помнить Пятигорский:

«Задуренность не дает место культурному восприятию».

 

 

Арина Радионова