Евгения Антонова: наедине со Вселенной
Метафизика против промоушена – куратор и основательница Школы современного искусства Виктория Бурлака рассказывает о первой персональной выставке одной из своих выпускниц.
9 марта, в галерее «Лавра» Школа Современного искусства открыла программу персональных выставок своих выпускников живописным проектом Евгении Антоновой «Везде и нигде». Я довольна и не довольна результатом одновременно. Беря на себя задачу не идти на поводу у жаждущей «аттракшэна» публики, а воспитывать ее вкус, мы сталкиваемся с тем, что на самом деле, мало кто хочет напрягаться и воспитывать себя. То, что делает Женя – это искусство как таковое. Нереальные и нереалистичные пейзажи в духе Дойга. Несуществующие места покоя. Здесь нет разменной монеты социальной проблематики и желания быть понятной всем. Зато, есть глубокая внутренняя мотивация. Как говорит сама художница: то, что она пишет в данный момент, она просто не может не писать физически. Для нее эти улеты в метафизическое измерение – дело обычное. Естественно, что такое искусство способно понимать ограниченное количество людей. Это практически всегда так – ситуация не меняется, ее способен изменить разве что истерический промоушен. В качестве лирического отступления: рядом, в Арсенале, выставка Гнилицкого. Узнаю некоторые работы, висевшие у меня дома, которые я пыталась продавать еще при жизни художника – белая китайская лампа, желтая штора ЖЭКа… В том же ключе «метафизики рядом». Скажем так, оценить по достоинству такое искусство способны немногие, и если бы не волна пиара и посмертный статус гения, оно по-прежнему, как мне кажется, оставалось бы незаметным…
Тут и далее выставка – «Везде и нигде»
«Везде и нигде» – взаимоисключающими ориентировками «пойди туда, не знаю куда» в названии автор нас заблаговременно предупреждает: этих мест в действительности искать не стоит. Перед нами пустынный внутренний ландшафт, куда душа устремляется в свои путешествия. На самом деле, в отличие от зыбкой дневной видимости, лишь это одно состояние наедине со Вселенной символического плана реально и существует. Странствуя «везде и нигде», на пути встречаешь «все и ничто», – излишней конкретики быть не может. Контуры видимого максимально размыты. Абстрактность медитативного пейзажа говорит о том, что главный аспект заложенного в него смысла – все-таки апофатический. Созерцая, мы имеем уникальную возможность приблизиться к исчезновению Всего – к Ничто, перетекающему в Нигде. И это не просто игра слов, но код восприятия. Тем не менее, конечной стадии исчезновения пока достичь не удалось: у каждой души свой тип колорита и климата – нордический или тропический. В нашем случае, сумеречный путь в царство снежной королевы убаюкивает душу величественностью разворачивающихся суровых видов, растворяющихся, напротив, в мареве рафинированного эстетства. Оттенки пронзительно холодных цветов очищают и обостряют восприятие. Вечный покой северной нирваны – заснувшие ландшафты, остывшие чувства, абсолютное умиротворение. Эти интонации вызывают в памяти весь ряд меланхолического символистского пейзажа – начиная от Беклиновского «Острова мертвых»…
Пока выставка Евгении Антоновой открылась в узком кругу единомышленников. Но мы собираемся продолжать в том же духе, придерживаясь стратегии «узкого пути» поиска настоящего себя. А Женю хочется поблагодарить за ее тонкость. Как куратор я постоянно ищу людей созвучных себе, для которых эстетическое чувство – не пустой звук. И, как ни странно, нахожу. И это здорово.