Еврейский FemDom

Начиная с 1970 годов, одно из самых значительных преобразований в изобразительном искусстве было связано с пересмотром проблем пола. В это время наблюдался кризис доверия к патриархальной культуре модернизма и он нашёл свое наиболее полное выражение в среде художниц-феминисток, где еврейские феминистки сыграли одну из самых важных ролей. Они не только стали заметной частью общего движения, но и добились реформ в жизни всего еврейства, особенно американского.     

Ненси Сперо. Израильские женщины-солдаты

Статья из ART UKRAINE № 2(27) март-апрель 2012. Рубрика РЕПЛИКА


Интерес к этой теме вызван особым положением еврейских женщин на современной арт-сцене. Такие громкие имена как Сигалит Ландау, Яэль Бартана и Михаель Ровнер идут уже по протоптанной тропинке. До них приложили титанические усилия другие художницы. Они не так известны широкой аудитории. Но мы все-таки попробовали оценить их вклад. Являясь особенной составляющей искусства в целом, еврейские мастера вложили в него характерные черты, присущие только их творчеству, которое отражает уникальный опыт жизни, культуру и время, в которое они жили. 

Буйное поколение родилось после войны, идеологическая борьба приобрела небывалый размах. Это поколение хиппи, рок-н-ролла, Вудстока, генерация феминисток и стиля унисекс, фильмов Хичкока и Кубрика. Все жили эксцентрично, создавали шедевры, потом быстро спивались, садились на иглу, стрелялись, умирали молодыми. Джими Хендрикс, Джон Ленон, Джим Моррисон – вот некоторые из героев того времени. Если первая волна феминизма была поистине международной, то вторая волна – плод исключительно американской культуры. «Первая волна» сосредотачивалась на таких вопросах, как избирательное право, «вторая волна» же касалась других вопросов равенства — таких, как ликвидация дискриминации. А еврейский феминизм охватывал и такие темы, как изменение статуса женщины в общине, расширение ее участия в изучении религии и др. К 80-90-е годам ХХ века феминизм, как проект и как мировоззрение, вышел за рамки конкретного движения, и феминистское сознание стало массовым явлением.

Джуди Чикаго. Woman House

 

Бетти Фридан: «У женщин нет жены, чтобы заботиться о «мелочах жизни»

Все главные идеи еврейского феминизма были изложены в знаменитой книжке Бетти Фридан «Тайна женственности» (1963). Там она раскритиковала общепризнанные воззрения того времени, что женщины могут реализовать себя исключительно через воспитание детей и ведение домашнего хозяйства. Все, чем они могли себя развлечь, это окрасить волосы или сделать в доме перестановку. Женщины не стремились принимать значимые решения, т.к. им внушалось, что они потребители. Женщины стали социально закрепощенным и психологически травмированными служанками. Данное произведения стало колоссальным толчком к пробуждению и переосмыслению у женской половины населения.

В свете всех этих ментальных изменений возникает Арт-феминизм или феминистское искусство. Одной из знаковых работ первой фазы арт-феминизма является «Званый ужин» Джуди Чикаго (The Dinner Party). Более сотни человек были вовлечены в его создание. «Званый ужин» имеет форму треугольного банкетного стола на 39 персон. Столовые наборы, на котором представляют значительных женщин в западной цивилизации, таких как Феодора Византийская, Вирджиния Вульф, Джорджия О'Кифф и др. Для каждой из них предназначена вышитая салфетка с именем героини и ассоциирующемся с ней символом. Некоторые тарелки выполнены в форме женских гениталий. Объект находится на постоянной экспозиции в Бруклинском музее. Также в 1971 Джуди Чикаго установила программу Feminist Art в Университете штата Калифорния FRESNO. А в 1972 она и Мириам Шапиро создали проект под названием «WOMENHOUSE» при Калифорнийском институте искусств (CalArts). В этом доме было 17 помещений. Лучшим студентам программы была предоставлена своя комната и возможность создать там инсталляцию. Одним из самых ярких моментов в оформлении дома была «Ванна менструации» Джуди Чикаго. В белоснежной комнате были разбросаны окровавленные средства личной гигиены. Это был нашумевший экспериментальный замысел, а главное абсолютно женский. Но вскоре этот дом был разрушен.

Обложка книги Миры Шор

 

«Я создала свой собственный мир, и он лучше, чем все, что я когда-либо видела в этом мире» (Л.Н.)

Луиза Невельсон - выдающийся американский скульптор-модернист, также была сторонницей еврейского феминизма. Она родилась в Киеве и в три года вместе со своими родителями оказалась в Нью-Йорке. Она была ученицей небезызвестного Диего Риверы, мужа Фриды Кало, которая кстати так же является еврейкой по папе. В 1966 году Луиза Невельсон создает первые металлические скульптуры для интерьеров и улицы, применяя для этого сталь и стекло. Такие прозрачные скульптуры являются выдающимся вкладом в мировую художественную культуру. Также работами Невельсон оформлены стены часовни Доброго Пастыря в церкви Св. Петра в Манхэттене. Решение украсить лютеранскую часовню работами родившейся в России художницы-еврейки пастор объяснил так: «Она – величайший из ныне живущих американских скульпторов». В 1963 году она представлял Америку на Венецианской Биеннале, а журнал «Time» назвал ее однажды «помесью Екатерины Великой и бездомной женщины». «Каждый раз, когда я одеваюсь, я создаю картину - живую картину себя самой», - говорила она. Блистательная неповторимость ее художественного мышления привела ее впоследствии к тому, что в 1978 году муниципалитет Нью-Йорка назвал площадь в Манхэттене именем Луизы Невельсон (Louise Nevelson Plaza), украсив ее семью скульптурами художницы.

Мира Шор. Тишина


Жена Джексона Поллока - Ли Краснер, как и ее муж, работала в стиле абстрактного экспрессионизма. Она была предельно самокритична и полностью отдавала себя искусству. Наверное, сказывалось воспитание ее религиозной хасидской семьи. Без сомнений, в работах Краснер чувствуется влияние Поллока, но не стоит забывать, что ее мнение было единственным для него важным. Ли отказывалась заводить с Джексоном детей, отчасти из-за его болезни, алкоголизма и безденежья. В итоге Краснер бросила мужа из-за измены с натурщицей и уехала в Венецию к Пегги Гуггенхайм. В ее отсутствие Поллок садится за руль в нетрезвом состоянии и попадает в аварию, в которой погибает. Биографическую драму о жизни легендарного американского экспрессиониста и его любви к еврейской художнице снял Эд Харрис(Ed Harris), он же сыграл главную роль. Исполнившая роль Краснер Марша Гэй Харден (Marcia Gay Harden) получила за этот фильм «Оскар». Вся история жизни и творчества этой художницы изложена искусствоведом Гейлом Левином (Gail Levin) в книге под названием «Ли Краснер».

Политика, холокост и война также исследовались через феминистские интерпретации. В главных активистах этого стиля - Нэнси Сперо. Она попала в водоворот антивоенных и феминистских движений, когда переехала из Европы в Нью-Йорк, и стала одной из наиболее влиятельных американских художниц прошлого века. Критики находят отражение разнообразных направлений в ее работах: от концептуального искусства до постмодерна. Она ставила себя в оппозицию популярным тогда минимализму и поп-арту. Нэнси была известна как активная феминистка, но когда речь шла о ее жизни с мужем, известным художником Леоном Голубом, она никогда не жаловалась на женскую долю. Ее образный словарь соединил архаику и современность — от египетских фресок до модных журналов. А еще Нэнси Сперо отказалась от использования в своем творчестве кистей и красок, утверждая, что точные, законченные черты живописи, которые возможно отобразить на холсте и только с помощью красок – это удел мужчин. Поэтому она и выбрала для передачи своих эмоций печатную графику и коллаж – именно те виды искусства, в которых проявление руки художника минимально. Являлась соучредительницей первой в Сохо галереи женского искусства A.I.R. (Artists in Residence). Ее экспозиции проходили в МОМА в Нью-Йорке, музеях ВашингтонаЛос-АнджелесаБарселоныЛондонаХиросимыНациональной галерее Канады, в Центре Жоржа Помпиду и др.

Ли Краснер. Геи


Работы этих и других еврейских художниц впервые были собраны в 2010 году в Jewish Museum в Тель-Авиве. Выставка проходила под названием «Shifting the Gaze». Экспозиция исследовала воздействие феминизма на современную живопись за прошлые пятьдесят лет. Задача проекта – поместить арт-феминизм в большой контекст, создать целый феминистский дискурс на языке искусства. В музее были представлены работы 27 художниц: Джуди Чикаго, Мира Шор, Луиза Фишмен, Ева Хессе, Дебора Касс, Ли Краснер, Луиза Невелсон, Элейн Реичек, Мириам Шапиро, Джоан Шнайдер, Нэнси Сперо, Ханна Вилк и др. Очевидно, что феминистские идеи и эстетика преобразовали искусство, открыв область женского опыта, женских переживаний, женской истории и культуры.

Перемены, после пережитых ужасов Второй мировой, затронули многие аспекты жизни, но нигде не проявились так ярко и зримо, как в мире искусства. 

Портрет Луизы Невельсон


Результатом этих изменений стали весьма спорные произведения, которые многим кажутся совершенно абсурдными. Но пристальнее взглянув и уяснив, что в те годы шло изменение самого содержания искусства, мы сумеем понять его, даже самые эксцентричные формы. Вторая волна, зародившись в Америке, пустила круги по всему миру, заражая, вдохновляя, провоцируя. Книги и картины, написанные в тот период, навсегда останутся классикой женского движения. Поколение 60-х, 70-х было, несомненно, самым радикальным, и их феминизм тоже стал самым радикальным из феминизмов.

Участие женщин в сфере искусства является необходимым условием переосмысления не только системы искусств, но и всего общества, а феминистские импульсы остаются жизненно важным социокультурным организующим фактором.

В мае этого года был опубликован 500-страничный труд под названием «Личности: Женщины-художницы в собрании Музеев современного искусства» при поддержке Фонда современных женщин, основанный Сарой Питер в 2005 году. А так же на 2012 год в МоМа запланированы премьеры фильмов Джоан Брадерман (Joan Braderman), рассказывающий о группе художниц-феминисток «Ереси» (Heresies) и ленты Линн Хершман Лисон (Lynn Herschman Leeson) «Женская арт-революция», которая познакомит зрителей с историей всего феминистского искусства.

 

 

Яна Баринова