Facebook: свобода слова или отсутствие вкуса?

В последнее время администраторы всем известной социальной сети Facebook не на шутку размахались «банхаммером».

 Так, одной из последних жертв бушующей администрации стала лондонская галерея Саатчи, с профиля которой внезапно удалили фото-коллаборацию Сальвадора Дали и фотографа Филиппа Хальсмана «Voluptas Mors». До этого со странички галереи Же де Пом со зловещим предупреждением об удалении аккаунта исчезла фотография Лора Альбена Гийо. Центр Помпиду лишился по́ста с репродукцией работы Герхарда Рихтера «Эмма» (хотя после жалобы администрации фотографию восстановили). Ещё в марте 2010 года копенгагенский художник Фроде Штейнике выложил в своём профиле фотографию картины Гюстава Курбе «Происхождение мира», - которая тут же была удалена администрацией ресурса. Объяснение всем случаям одно – обнажённая натура не числится среди дозволенного «стандартами сообщества» к размещению контента.

Сальвадор Дали, Филипп Хальсман, «Voluptas Mors» (1951). Работа, удалённая со странички галереи Саатчи.

Эти довольно либеральные «стандарты» вполне доступны кому угодно по первой же ссылке в Google. В частности, в пункте «Нагота и порнография» говорится: «Facebook категорически запрещает публикацию порнографических и любых сексуально откровенных материалов, связанных с несовершеннолетними. Также мы ограничиваем показы обнаженного тела. Мы стремимся уважать право людей на публикацию материалов, важных для них лично, будь то фотографии таких скульптур, как Давид работы Микеланджело, или семейные снимки процесса грудного вскармливания». Довольно занимателен также и предыдущий пункт, «Графический контент», в котором строго-настрого запрещают «публиковать любой контент с целью садистского наслаждения (sic!)». Как видим, администраторы социальной сети почему-то очень любят Микеланджело и совсем не в восторге от Дали, который идёт на утеху садистам. 

Снимок странички галереи Же де Пом после инцидента.

Волна банов докатилась даже до Украины – и неожиданно проявилась тут во всей абсурдности. Ещё в 2010 году в галерее Карась прошла групповая выставка «Учим плохому», приуроченная к выходу книги Олеся Ульяненко «Женщина его мечты», в рамках которой прошёл перформанс группы TanzLaboratorium. Перформанс, как и выставка в целом, был посвящен тематике цензуры, контроля над восприятием искусства и его пониманием, манифестировал свободу художника использовать человеческое тело (и гениталии) в своих творческих целях. Под фотографией перформанса, размещённой в Facebook, разгорелась длительная дискуссия, продлившаяся пару лет. И вот, нежданно-негаданно, по прошествии трёх (!) лет администраторы социальной сети удалили эту публикацию вместе со всеми комментариями к ней.

Перформанс группы TanzLaboratorium на выставке «Учим плохому». Галерея Карась, 2010.

Одно дело, что серия этих случаев в который раз вскрывает внутренний парадокс либерализма, стремящегося гарантировать право на свободу слова каждого. Свободное слово либо натыкается на противоречащее ему свободное слово, либо завязает в трясине закона; а закон – это всегда, в любом случае некое ограничение свободы (и это ещё вопрос, существует ли одно без другого). Одно дело, что хоть в обществе и существует некий консенсус насчёт того же микеланджеловского Давида, им дело не ограничивается – то, что одни считают порно, для других – всего лишь милейшие картинки.

Совсем другое дело – то, что само понятие «порнография» является чрезвычайно проблемным. Никогда не удастся определить до конца, что же оно значит (обнажённые тела? изображение откровенного сексуального акта? секс с детьми?), поэтому слово «порнография» становится разменной монетой в политической игре различных власть имущих. Нынешнему «здравому смыслу» ясно одно: некая «порнография» – это плохо (почему?), её обязательно надо запрещать; потому-то этот ярлык и применяется к любым нежелательным явлениям. А любой власти, в том числе и Facebook-администрации, запрещать жизненно необходимо, поскольку её мощь и возникает вследствие наложенного запрета.

Но было бы недальновидно винить во всём администраторов и модераторов социальной сети. Ведь ясно, что у них не хватит штата для постоянного мониторинга всех публикаций всех пользователей (количество которых уже давно исчисляется десятками миллионов). Фотографии попадают под запрет именно из-за пользователей, которые жалуются на них abuse-команде сети, а точнее – сообщают, что эти фотографии их оскорбляют. А это уже лёгким движением руки не исправить.

 

Евгений Карась, галерист и куратор, так комментирует ситуацию вокруг отголосков давнишней выставки:

«Невероятно точная, с потрясающей силой поступка авторов-участников протестная акция TanzLaboratorium на выставке “Учим плохому”. В профессиональной галерее, на профессиональной территории, с ограниченным входом по возрасту и состоянию здоровья.

Выставка была посвящена репрессиям в Украине, при которых подменяют понятие “порнография”, используют подтасованное законодательство советских времен, реализующее возможность контролировать каждого гражданина. Контроль реализуется за счет легальной возможности представителей правоохранительных органов входить в частные дома и квартиры по подозрению в хранении и распространении, подбрасывать и подсовывать, обвинять и шантажировать, закрывать выставки, уничтожать тиражи книг, запрещать фильмы, облагать штрафами и открывать уголовные дела. Выставка и акция говорили и о традиционном вульгарном представлении, бытующем в нашем обществе, в том числе и среди профессионального сообщества, об искусстве, как чем-то обслуживающем представления общества о "прекрасном". Говорили они и о том, что искусство, как и медицина, работает со всем человеческим телом, включая гениталии. Поэтому произведения, содержащие их изображения, не могут служить поводом для шантажа и уголовного преследования, если речь идет не о публичной территории и СМИ, а о территории профессиональной или приватной, с ограниченным доступом. Шла речь и о том, что бо́льшая часть аудитории постоянно путает хирургов, работающих над телом, с маньяками, которые расчленяют плоть, и не понимает, что многие художники используют изображения гениталий (в том числе и своих) в “научных” целях.

Фотография этой акции в Facebook вызвала широкий резонанс, бурную дискуссию и перепосты.

Она по каким-то причинам была удалена вместе с многочисленными комментариями администрацией ФБ со ссылкой на “Нормы сообщества Facebook”.  

Я опять разместил эту фотографию, считая дискуссию актуальной и сейчас, особенно когда законодательство вступило в силу; используя его, в Украине сажают правозащитников за размещение у себя в приватном блоге карикатуры с изображением гениталий. Мне непонятна позиция администрации ФБ, которая с одной стороны защищает некие моральные устои, с другой стороны блокирует важный культурный дискурс, который, собственно говоря, и формирует в обществе те самые моральные принципы и пирамиду истинных ценностей, отбрасывая псевдоморалистскую шелуху и ложное богоборчество».

 

Комментарий группы ТанцЛабораториум:

«2.04.2013 со страницы Е. Карася в социальной сети Фейсбук был удален фрагмент фотодокументации выставки "Учим плохому" (2010) Галереи Карась, являвшейся протестом против закона о порнографии. На фото была запечатлена акция группы ТанцЛабораториум "Учим плохому". В течение трех лет с разной степенью интенсивности продолжалось обсуждение как самой акции, так и эстетических достоинств фотографии. К началу апреля 2013 возросшая активность обсуждения позволила ему стать дискуссией, которая приобрела неожиданные повороты в связи с распространением картинки среди не только украинских пользователей. Группа ТЛ раздосадована случившимся, так как цензура образов в интернете, осуществляемая социальной сетью по жалобам разгневанных граждан, не позволяет продолжать разговор на актуальные и резонансные темы. Кроме того, комментарии к этому изображению могли рассматриваться в качестве материала для художественного исследования, которое теперь уже не может состояться».

 

Художник Александр Ройтбурд также своеобразно пострадал от действий администрации социальной сети:

«Я как-то не очень отслеживал это горе, которое постигло моего друга Женю Карася, потому что у меня было своё синхронное личное горе. Горе почти того же порядка – я увидел, что по всему интернету гуляла фотография, где были три голые девушки, одна из которых была якобы похожа на канцлера Германии Ангелу Меркель в молодости. Я увидел, что у них у всех такие вот густые заросли на том месте, где сейчас девушки делают аккуратненькие, ухоженные интимные причёсочки, или бреются. И я решил с помощью удивительной программы Photoshop, которая значительно обогатила творческую жизнь художников, избавиться от того момента, который меня раздражает, и на месте этого хаотичного кустика внедрить аккуратно выбритый лобок. Эта фотография, собравшая более 300 лайков, была удалена. Причём фотография с теми же девушками с небритыми лобками до сих пор гуляет по сети. Поэтому я не понимаю, почему же удалили фотографию Евгения Карася – лобки там тоже небритые. А по моим наблюдениям, Марка Цукерберга смущает именно бритый лобок, а волосяной покров небритого лобка всё же как-то препятствует возникновению преступных и похотливых желаний.

Я на всякий случай фотографию девушки, похожей на канцлера Федеративной Республики Германия Ангелу Меркель в юности, ещё раз обработал. На этот раз я пририсовал ей очень яркий розовый купальник, чтобы ни у кого не было сомнений, что на этот раз девушка одета. Когда девушка голая, это нарушает правила Facebook; а когда девушка одетая, как я понимаю, она эти правила не нарушает. Поэтому я бы посоветовал Евгению Карасю обратиться к какому-нибудь художнику, который владеет удивительной программой Photoshop, чтобы он тоже надел на них всех розовые трусы. И вывесить это в сети – тогда никто не будет шокирован, фраппирован и травмирован из-за того, что увидит Х-й или П-зду.

Как я слышал, недавно Национальная экспертная комиссия по вопросам морали 4 дня смотрела Youtube, и в результате пришла к выводу, что этот сервис оскорбляет женщин. Художник APL315 приобщил меня к творчеству актёра и режиссёра Вудмана, который во время кастинга бьёт женщин по лицу и говорит им: “Ням-ням, fucking сука”. Так вот, хочу посоветовать экспертной комиссии запретить фильмы этого режиссёра, тогда все проблемы в нашей стране тут же решатся, и наконец наступит долгожданное “пакращення”».