«Фамильный альбом. Ретроспектива» Татьяны Назаренко

Выставка «Фамильный альбом. Ретроспектива» Татьяны Назаренко в Киевском национальном музее русского искусства стала важным событием в художественной жизни Киева. Важность и необходимость подобного проекта связана с тем, что музей, позиционирующий себя «единственным на Украине музеем, профиль коллекции и круг научных, просветительных интересов которого – приобретение, хранение, изучение и популяризация русского изобразительного искусства», впервые за многие годы показывает произведения современного российского художника, «живого классика», представляющего тенденции развития российского изобразительного искусства.

Письмо из ссылки. Серия "Фамильный альбом". 2010

Стоит отметить, что постоянная экспозиция музея заканчивается показом произведений начала XX века, а художественное наследие XX века не представлено вовсе, не говоря уже об искусстве XXI века, хотя киевское культурное сообщество сегодня довольно активно и открыто для дискуссий в области современного искусства. В этот процесс вовлекаются музеи (например, Национальный художественный музей Украины), культурные институции, галереи. «Культурный проект», основанный Наталией Жеваго, стал своеобразным проводником в мир современного искусства посредством организации лекций известных кураторов и художников, таких как Виктор Мизиано, Анатолий Осмоловский, знакомящих украинскую публику с художественными практиками Московского концептуализма 1970-х гг., а также с российской арт-сценой 1990-х – 2000-х. Подобные публичные дискуссии и лекции необычайно востребованы, необходимы, но их недостаточно.

Демонстрация нынешних и былых арт-практик в виде лекций в какой-то мере заменяет соприкосновение с реальными экспонатами, восполняет отсутствие возможности увидеть воочию, что же было, что происходит сейчас. Частично эти  проблемы решает ПинчукАртЦентр (ориентируясь в основном на западное искусство), но такой выставочной площадки очень мало для столицы многомиллионного государства.

Выставка Назаренко важна как раз тем, что дала возможность ознакомиться с оригиналами – большая редкость на сегодняшний день. Можно вспомнить масштабные акции, когда привозились целые выставки такие, как «Графика немецкого экспрессионизма», выставки Нико Пиросмани, французского поп-арта, но подобные события единичны и не выявляют стратегии выставочной политики тех или иных культурных институций.

В этом контексте выставка работ Назаренко, подготовленная музеем совместно с  московской галереей «Волга», безусловно, является знаковым событием не только в жизни музея, но и для украинской арт-среды.

Татьяна Назаренко громко заявила о себе в 1970-е – 1980-е годы своими историческими полотнами («Казнь народовольцев», «Пугачев» и др.).

Последнее счастливое лето. Серия "Фамильный альбом. 2010

«Фамильный альбом. Ретроспектива» – вторая персональная выставка художницы в стенах Киевского национального музея русского искусства (первая состоялась 24 года назад, в 1987-м). Преимущественно здесь представлены произведения Татьяны Назаренко последних лет. Художница привезла последний живописный цикл «Фамильный альбом», в котором она обращается к актуальной на сегодняшний момент теме памяти.

«Оказавшись во власти семейного архива, она, как заложница фамильных преданий, умело преодолевает границу реальности, по праву наследницы вступает в прошлое своей семьи, оказываясь в потоке легенд и воспоминаний. С особой бережливостью она воскрешает, придавая новую жизнь в своих картинах старым пожелтевшим письмам, возводя в ранг абсолютных ценностей фрагменты случайно уцелевших за многие десятилетия коротких записок, видовых открыток и фотопортретов своих многочисленных родственников», – пишет петербургский искусствовед Ольга Томсон во вступительной статье к каталогу выставки.

Николенька с мамой. Серия "Фамильный альбом". 2010

В работах этого цикла Назаренко использует фотографии членов своей семьи нескольких поколений: родственников, живших до революции, расстрелянного в 1937 году деда, которого никогда не знала, любимую бабушку, сына. Обращаясь к судьбам нескольких поколений, она соединяет далеко ушедшее, но живущее в нас прошлое, с настоящим.

Общая охристая тональность картин – отзвук старых пожелтевших фотографий – заставляет задуматься о времени, о судьбе человека, судьбе поколения.

Назаренко сочетает эти фотографии с текстовыми надписями, которые становятся одним из важнейших средств художественной выразительности и смысловой нагрузки всего цикла.

Сестры. Серия "Фамильный альбом". 2010

«Милая Дуня, покидая Россию…» – лейтмотив многих полотен «Фамильного альбома».  Художница обращается к общей теме памяти и существования человека через личностные переживания, беря за основу конкретные изображения личного сокровенного фамильного альбома, но, тем не менее, достигает обобщения образов. Эти образы и прочитываемые тексты из реальных писем каждому напоминают историю собственной семьи, поэтому, наверное, так и задевают каждого зрителя. Эта живописная серия вызывает в памяти слова Владимира Орлова, писавшего о творчестве Назаренко еще в 1989 году: «Беззвучный плач у семейной фотографии, «порезанной» тридцать седьмым годом», – так он отозвался о картине «Воспоминание» (1982), которая тематически перекликается с нынешним циклом.

Наряду с этими работами Татьяна Назаренко привезла на Украину и произведения из нескольких других циклов: серии картин на тему Венецианского карнавала, тему празднеств и гуляний, знаменитые фанерные фигуры, ноу-хау художницы – вырезанные в натуральную величину фигуры из фанеры, рассчитанные только на фронтальное рассмотрение, и раскрашенные масляными красками. Наиболее известное подобное произведение – это многофигурная инсталляция «Переход». В Киев же Назаренко привезла три фигуры: «Бомж с бутылкой», «Панк» и «Два панка».

Старые пластинки. 2007

Наиболее близки вообще назаренковской манере такие картины, как «День рождения в деревне», «Старые пластинки», «Мужская компания», «Женская компании», «Купальщицы». В этих многофигурных композициях художница достигает большой типизации образов. Мужики и бабы из «Мужской и женской компаний», как будто бы вышедшие из древнерусских сказов герои, несколько «лубочные», перенесены в сегодняшний день. Эти картины отличают яркие звучные краски. В них чувствуется общее увлечение художницей искусством Северного возрождения: образы Ван Эйка в русской действительности, в русской деревне с русским бытом. 

Мужская компания. 2007

Женская компания. 2007

Настораживает триптих «Стена». Он отличен от общего образного строя «гуляний и празднеств», в нем как будто бы звучит страх не быть воспринятой временем, желание художницы не быть забытой и стараться идти в ногу с нашим временем. Несколько наигранно выглядят переведенные элементы граффити на станковую картину.

Стена. Часть триптиха. 2003

Заметно выделяются на выставке произведения «Трапеза» и «Закуска». «Трапеза», пожалуй, – одно из наиболее крепких и фундаментальных произведений на выставке, которое могло бы украсить коллекцию любого музея. Композиция полотна непроизвольно вызывает ассоциации с тайной вечерей. За столом собрались странные существа, а в центре стола на блюде изображена голова – автопортрет художницы, т.е. перед нами происходит причащение телом художника. Персонажи – полулюди, полузвери, босховские чудовища, готовящиеся разделить трапезу, являются олицетворением отношения общества к художнику. Вспомним, что эта картина создавалась в 1992 году – в период смены одного политического строя другим, смены одного общества другим, еще не сформировавшимся и не обретшим своего стержня.

Трапеза (фрагмент картины). 1992

Закуска. 2005

Картины, представленные на выставке, созданы в один временной промежуток (в основном 2000-е), но при этом поражают разностью тематик и художественных манер Назаренко, что свидетельствует о многогранности ее творчества.

Наверное, более искушенному зрителю хотелось бы увидеть знаменитые «Мастерские» художницы или ее полотна на историческую тему, но в любом случае проведение подобных проектов порадует всех любителей искусств.

 

Татьяна Можарская

                                                                                             

Выставка открыта в Киевском национальном музее русского искусства до 24 июля 2011 г.