Феноменология Бирючего

Творить — значит облегчать мысль, разгружать ее, изобретать новые возможности жизни.

Жиль Делёз


 С 12 ноября по 1 декабря в рамках Art Kyiv Contemporary в Мыстецком Арсенале состоялась презентация Международного симпозиума современного искусства "Бирючий 013". Презентация включала работы нескольких молодых участников симпозиума, ранее не показанные публике: цикл авторских фильмов Юрия Ефанова о художниках, участвовавших в проекте, работу Романа Минина "Azov Star" и "Гуляющее облако" Степана Рябченко. Дополнил мини-экспозицию объект Василия Грубляка и Алексея Золотарева (арт-группа GAZ) "Колесница перестройки". Не претендуя на репрезентативную полноту, этот показ был призван очертить тематические контуры, передать фрагменты присущей "Бирючему" атмосферы и продемонстрировать, что в проекте этого года акцент был сделан прежде всего на молодых авторах.

 

Cтепан Рябченко. Гуляющее облако. Проект скульптуры


В этом году симпозиум традиционно прошел в сентябре на острове Бирючий на берегу Азовского моря. В истории проекта этот арт-сезон стал уже восьмым. Проект "Бирючий" — инициатива в области актуального искусства, родившаяся в 2006-м году благодаря усилиям Геннадия Козуба и команды его единомышленников и за время своего существования объединившая более 100 художников со всей Украины, а также из России и стран Европы. От самых истоков симпозиум курировал и идейно направлял художник Владимир Гулич, в 2012 году состоялся проект "4-е измерение" под руководством куратора Марии Хрущак, а "Бирючий 013" стал экспериментальным полигоном для молодых кураторов.

 

Apl315. Без названия


"Бирючий" признают не только особенным местом со специфической географией и атмосферой, но также уникальным явлением  в современном украинском арт-процессе по целому ряду причин.

Симпозиум "Бирючий" — это:

- Некоммерческая инициатива, рожденная на энтузиазме и, как бы банально это ни звучало, любви к искусству, изначально ориентированная на эксперимент. 

- Проект, в котором наличествует объединяющая концепция при отсутствии диктата со стороны "заказчика" по отношению к художнику. 

- Консолидирующая площадка, где в одном физическом пространстве и отрезке времени встречаются не только произведения разных авторов, но и сами авторы, являющаяся идеальным форматом для дискуссии, идейного обмена, пересечения дискурсов. На Бирючем авторы, исповедующие различные жизненные принципы, идеологические позиции и художественные концепции, на протяжении двух недель частично покидают зоны собственной автономности в пользу тесного творческого и социального взаимодействия.

- Место встречи художников разных поколений, между которыми происходит обмен и диалог, маловероятный в других обстоятельствах. В проекте этого года акцент сделан на перспективных молодых авторах, воплощающих потенциал и задающих направление будущего генезиса актуального искусства Украины, при этом сохранен надежный «бэкграунд» из ведущих представителей украинского современного искусства. Такое соединение призвано способствовать выявлению закономерностей и последовательностей, конструированию новых смысловых связей в творчестве разных генераций украинских художников.

 

Илья Исупов. Наш пятый


Также крайне важной и ценной мне представляется установка "Бирючего" на непрерывность развития процесса, в отличие от многих стандартных художественных пленэров, собирающих раз в год определенный набор художников в определенном месте и этим ограничивающих свою компетенцию. Этот проект является не просто симпозиумом, он представляет собой культурную платформу, которая совмещает функции творческой лаборатории и площадки для коллективного взаимодействия и находится в стремительном развитии. Бирючий — это объединенная динамичными связями художественная среда, функционирование которой осуществляется постоянно и дает видимые результаты (каталоги, выставки, вытекающие из состоявшейся коммуникации совместные проекты).  

Вспоминая рассуждения Виктора Мизиано об особенностях "тусовки", где главным ее признаком является "неинституциональность", в оппозиции "институция — тусовка" "Бирючий", как мне кажется, занимает срединное положение. С одной стороны — он имеет определенную структуру, идеологическую платформу, принципы функционирования и инструменты регуляции художественной деятельности, с другой — пластичность и подвижность, основанную на разных комбинациях участников и кураторов симпозиума и установлении связей между ними, дающих из года в год различные, часто непредсказуемые результаты.

Вектор проекта устремлен к созданию ситуации, в которой заданные на «Бирючем» идейные посылы не будут оставаться лишь частью локальной художественной истории, но приобретутболее глобальный характер, способствуя позитивным качественным сдвигам в современной украинской культурной ситуации.

 

Роман Минин. Сontemporary


Отсюда и родилась формулировка концепции проекта этого года — "Зона обитаемости" (кураторы: Сергей Канцедал, Наталия Маценко). "Зоной обитаемости" в астрономии называют область в космосе, где условия благоприятствуют зарождению и развитию жизни. Среди важнейших характеристик этой зоны — разнообразие и множественность потенциалов и наличие определенных условий для их реализации, так что параллели напрашиваются сами собой. Такой выбор концепции связан с нашей ориентацией на междисциплинарный подход, кажущийся нам сегодня наиболее актуальным. Ведь линейность многих художественных cтратегий сужает кругозор и сводит мировосприятие к набору плоских условных моделей. Популярна мысль о том, что сказать что-то новое в современном мире — невозможно. Но если основываться на идее, что отсутствие новизны — всего лишь иллюзия, вызванная исчерпанностью определенной cистемы представлений и самого понятия «нового» в ее рамках, иной ракурс взгляда подразумевает возможность новизны. Существование разных концепций жизни и искусства — залог многогранности бытия, от которой было бы жаль отказываться. А в этой полихромии всегда присутствует некоторая дискретность и необходимость соотнесения и обобщения, дающего возможность осмыслить ситуацию и перейти на следующий этап развития.

 

Назар Билык. Большая Mедведица


В названии проекта на разных языках ("Зона обитаемости/Зона виживання/The Habitable Zone") намеренно заложена некоторая смысловая вариабельность, подразумевающая нюансные различия национального восприятия условий приемлемых для существования. Украинский вариант — «зона виживання» —  не ошибка перевода,  а рефлексия на реалии нашей формирующейся страны, где многие базовые цивилизационные аспекты находятся на периферии общественного внимания. Именно создание «пригодной для жизни среды» сейчас является одной из актуальных задач современного искусства, в решении которой каждый художник использует те инструменты, которые считает наиболее эффективными.

Концепция проекта допускает множество прочтений и авторы ответили на нее каждый по-своему, через призму своего восприятия действительности и творческого метода. Количество участников "Бирючего" в этом году было беспрецедентным — почти 40 человек. В связи с этим поговорить о каждом проекте представляется в рамках данного материала невозможным, так что ограничусь определением нескольких основных групп, в которые можно условно объединить созданные работы, и отдельными примерами.

Наряду с прямым астрономическим прочтением, было большое количество работ, рефлексирующих на понятие "среда обитания", также была трактовка через призму "зоны выживания", часть авторов посвятили свои работы проблеме человеческого индивидуума, определению его места, роли и способам выживания в зоне обитаемости.

 

 

Марсель Ониско. Я главный (в соавторстве с Анной Быковой и Марией Пасечник)


Тему космоса и соотношения масштабов затронул Назар Билык в скульптуре "Большая Медведица" — изящной стальной конструкции, повторяющей форму созвездия на минималистичном фоне морского побережья. Илья Исупов ("Наш пятый"), Андрей Стегура ("Ну что, опять в 5-й корпус?") и Марсель Ониско ("Я главный") посвятили работы теме борьбы за доминирование на определенной территории, и возникающим на этой почве консолидации, или же наоборот — размежеванию и иерархическому делению. Дружная творческая бригада "УкрГрибБуд" под эгидой Жанны Кадыровой реанимировала заброшенный фонтан, придав его новой инкарнации форму столь символичного и всем знакомого советского "грибочка" ("Фонтан-грибок") и превратила в "Красную дорожку" лежащие без дела бетонные лестничные марши.

 

Жанна Кадырова. Красная дорожка (в соавторстве c Андреем Орловым и Денисом Рубаном)


Юрий Пикуль тонко интерпретировал пейзажи Бирючего, сведя к условности их узнаваемые очертания и наделив их веяньем чего-то потустороннего, выходящего за рамки привычного восприятия действительности. Владимир Гулич представил морскую толщь как живую эмоциональную среду ("Смайлы"), посвятив свои работы харьковскому художнику Василию Антонюку. Степан Рябченко создал проект скульптуры для Бирючего, основанный на одном из доминирующих в пустынном пейзаже естественных мотивов — облаке как символе "творческой свободы". Расширив рамки своей привычной среды, живописец-реалист Виктор Покиданец совершил неожиданный жест, создав на одном дыхании экспрессивные абстракции (диптих "Бирючий"). Аркадий Насонов ненавязчиво "вписал" вербальные элементы сознательных и подсознательных структур в колоритно-будничную среду базы отдыха "Золотой берег". Иван Светличный, подошедший к понятию среды как к системе координат, где в определенной точке смыкается восприятие внутреннего и внешнего, создал деревянную скульптуру, которую закопал на одном из живописных лугов близ лимана, намеренно исключив возможность прямого визуального контакта "объект-зритель", тем самым создав новые условия для его восприятия не в социальной и не в художественной, но в информативно-событийной среде.

 

Владимир Гулич. Смайлы


Самая заметная из работ Романа Минина — грейдер с надписью "Contemporary" — стала своеобразным символом "Бирючего 013", благодаря своей выразительности и точности концептуально-тематического попадания. Арт-дуэт GAZ (Василий Грубляк и Алексей Золотарев) создал "Колесницу перестройки" — подвижный монумент "кравчучке" как главному символу выживания в период 90-х, покровительствующему торговцам и сегодня. Алексей Сай посвятил своего "Паразита", металлическим плющом карабкающегося по стенкам деревянного летнего домика, проблеме нынешних нестратегических принципов сверхбыстрого строительства, при котором происходит "облицовка хрупкого хлипким".

 

Алексей Сай. Паразит


Парадоксальная серия "Maßnahmen zur Verbesserung des Image" ("Меры по улучшению имиджа") Павла Керестея, персонажи которой позируют в немецкой полицейской униформе, задает вопрос: где проходит временная и пространственная граница нашей компетенции и самоидентификации? Разные модели поведения, позиционирования и социальные роли индивидуума в обществе иллюстрируют "Freier" и "Arbeiter" Олега Тистола (диптих "Свободный труженик"). Ироничная аллюзия на особенности существования художника на симпозиуме и встающие перед ним моральные вопросы — орел Николая Маценко, разрывающийся между ложкой и кистью, удушаемый "зеленым змием" ("Бирючий 013").

 

Олег Тистол. Свободный труженик 2


Что касается видов искусства, техник и художественных средств — для "Бирючего" всегда было характерным их разнообразие. В этом сезоне оно проявилось особенно ярко — кроме традиционной живописи (Инара Багирова, Марта Бережненко, Анна Быкова, Артем Волокитин, Владимир Гулич, Илья Исупов, Павел Керестей, Юрий Коваль, Никита Кравцов, Таня Малиновская, Николай Маценко, Андрей Орлов, Мария Пасечник, Юрий Пикуль, Виктор Покиданец, Олег Тистол, Никита Шаленный и другие), финальным продуктом симпозиума стали также скульптуры (уже упомянутых Ивана Светличного, группы GAZ, Назара Билыка), объекты (монументальные проекты УкрГрибБуда во главе с Жанной Кадыровой, триптих "Умывание" Виталия Кохана, "Положить на лопатку" и "Медведица" Алексея Яловеги), инсталляции ("Я главный" Марселя Ониско, "Паразит" Алексея Сая, "Вдох" Андрея Стегуры и "Невод" Назара Билыка), стрит-арт (Apl315, Роман Минин, Закентий Горобьев, группа Жетон), видео (Юрий Ефанов, Алексей Яловега, Настя Лойко), медиа-проекты ("Прибойчики" арт-группы Sviter и междисциплинарный проект-исследование Антона Лапова "The Habitables").

 

Антон Лапов. The Habitables. Междисциплинарный проект


Также на "Бирючем 013" продолжила работу созданная в прошлом сезоне музыкальным продюсером и ди-джеем Константином Мишуковым и ди-джеем и музыкантом Олегом Соколовым Biruchiy M Sound Lab — экспериментальная лаборатория звука. Над аудиовизуальной программой проекта вместе с Олегом Соколовым работали музыкант Макет (Киев), DJ Эксперт (Киев), DJ Тима Калашников (Киев), Антон Лапов (Луганск), DJ Kодацкий (Киев), Айрат и Сергей Нарышкины (Москва).

Как нельзя лучше вариативности и всем вышеописанным характеристикам "Бирючего" способствует специфичность самой локации (острова, а фактически — полуострова, что, впрочем, сути не меняет) — уединенной области суши на стыке обширного Утлюкского лимана и Азовского моря, где кроме нескольких советских баз отдыха, почти пустующих в связи с окончанием "сезона", и оленьего заповедника, отсутствуют практически любые признаки цивилизации. На этом "краю ойкумены" давление бесконечного информационного потока ослабевает и в сознании наступает неожиданная ясность. Материальные и информационные излишки растворяются в обширном чистом пространстве с отсутствующей инфраструктурой. Делая паузу в стремительном беге оцифрованного мира, художники получают возможность переоценки и «перезагрузки» в "нулевой точке", на стыке земли, воздуха и воды — залога формирования и существования любой углеродной формы жизни, представителями которой мы являемся. Здесь смещаются социальные роли и появляется ощущение прикосновения к искусству "из первых рук", словно к полевым цветам, которые свободно и естественно радуют глаз в окружении природы, вместо того, чтобы стоять тесно связанными и упакованными в пластик с назначенной ценой в ожидании постепенного, но неотвратимого увядания.

 

Иван Светличный. Точка № 3. Фотодокументация


В этом сезоне "Бирючий" посетило большое количество гостей, среди которых весомые фигуранты современного художественного поля Украины и Европы: директор российского офиса Sotheby's Ирина Степанова (Москва), эксперт по формированию частных коллекций Sotheby's Алина Девей (Лондон), арт-критик, заведующий Мультимедийным центром музея современного искусства Castello di Rivoli Массимо Мелотти (Турин), художник и фотограф Сергей Братков (Москва), меценат Николай Барзион (Запорожье), коллекционеры Виктор Савкив (Киев) и Олег Красносельский (Запорожье), арт-дилер и организатор выставочных проектов Игорь Абрамович (Киев), директор Харьковской муниципальной галереи Татьяна Тумасьян, директор «ЕрмиловЦентра» Наталья Иванова (Харьков) и другие. 

Но даже столь высокая степень интереса к проекту и приезд прессы, коллекционеров, галеристов, арт-дилеров, представителей аукционных домов и многочисленных интересующихся к моменту открытия выставки не лишили "Бирючий" его автономного статуса, в очередной раз подтвердив, что ощущение всепоглощающей свободы — не просто временное очарование, а устойчивая характеристика "Бирючего" как явления.


 

Наталия Маценко