Фешн-дизайн и искусство: поиски аналогий

20 марта украинский бренд ELENAREVA представил свою новую коллекцию одежды в рамках Ukrainian Fashion Week F/W 15-16. Следует напомнить, что это единственный бренд в Украине, который сотрудничает с современными художниками на постоянной основе. Привнося в коллекцию новые концептуальные элементы, Елена Рева предоставляет их дальнейшим интерпретациям аудитории, призывая к обмену идеями и эмоциями, что аналогично принципу воздействия искусства. Дизайнер апеллирует к самодостаточной аудитории, которая стремится выразить свой внутренний мир посредством одежды. В последний сезон бренд Елены Ревы поддерживает украинскую арт-сцену за счет объявления открытого конкурса для молодых художников. В этом году для создания принта была приглашена  иллюстратор и дизайнер по текстилю Алина Заманова, студентка London college of Fashion, проходившая стажировку в дизайнерском доме Alexander McQueen. В результате этого сотрудничества была создана коллекция BIRD, в основу которой легло стремление аллегорически транслировать через одежду идею возмездия и неподвластной человеческому пониманию силы. Идеи были материализованы в смелых формах (широкий клёш, крупные воротники, костюмы неклассических объемов), необработанных краях одежды и контрастной вышивке. В качестве материала использовались металлизированная органза и кожа, шелк, рафия, кожа с лаковым напылением и лазерной обработкой, шерсть, кашемир.

 

 

Лена, какие обстоятельства и идеи привели вас к сотрудничеству с Алиной? Что в ее работе сопряжено с темой коллекции?


Елена Рева: Перед началом работы над коллекцией мы инициировали конкурс для молодых иллюстраторов, победительницей которого стала Алина. В ее работах нас привлекли необычные фактуры и техники, острота графической подачи и актуальность образов. Это было свежее виденье, без которого коллекция не состоялась бы. 

 

Каким образом происходит подбор принтов? Как вы определяете, какие работы художника попадут в коллекцию, а какие нет? Какое количество работ отсеивается в процессе отбора?


Елена Рева: Это процесс затрагивает огромный пласт работы, в основе которой лежит главная идея и раскрытие этой идеи путем перенесения ее на ткань в виде принта. Дизайнер и художник – это два абсолютно разных мира, важно грамотно донести и передать идею коллекции, для того что бы художник смог прочувствовать ее и передать исходя из своего сознания. Бывает абсолютно по-разному: иногда все происходит с первого раза, иногда же – требует достаточно длительного времени для поиска подходящей идеи и ее реализации.

 

 

Алина, расскажите о своих впечатлениях от совместной роботы с командой украинского дизайнера. Возникали ли какие-либо трудности?


Алина Заманова: Опыт, если честно, был великолепный. Мне очень понравилось работать с Еленой и ее командой. Без трудностей, конечно, никуда. Основная сложность была в расстоянии. Лена находилась в Киеве, а я – в Лондоне. Часто приходилось общаться через интернет и, я считаю, что справились мы очень достойно. Думаю, что коллекция BIRDS служит отличным результатом нашей работы.

 

Известно, что у вас уже был опыт совместной работы с британским домом моды Alexander McQueen. Расскажите об этом подробнее.


Алина Заманова: Да, именно так. В детстве я посещала художественную школу, но обстоятельства сложились так, что все свои художественные навыки полученные там, сейчас я применяю в индустрии моды. Я не вижу четкой грани между модой и искусством. Они всегда взаимодействуют друг с другом в той или иной форме. Мне с детства импонировала fashion индустрия, поэтому я давно готова была в ней работать. Практика, которую я прошла у Alexander McQueen, дала мне очень много опыта и возможностей для развития моего собственного стиля и дальнейшего сотрудничества с другими замечательными дизайнерами по всему миру. Именно там я научилась технике трафаретной печати, работе с текстилем, использованию разных материалов для создания принтов.

 

 

Параллельно с процессом демократизации моды происходит интеграция  искусства в масс-культуру.  В результате возникают недоумение, споры и дискуссии, например, на просмотре  очередной концептуальной коллекции одежды Хуссейна Чалояна, невольно возникает вопрос: а не искусство ли это? Современное актуальное искусство иногда тяжело отличить от дизайна, происходит повсеместная эстетизация материальных объектов. Что, по-вашему, служит причиной такой тенденции?


Елена Рева: На мой взгляд, это провоцируют процессы массовой глобализации, упрощения и слияния разных видов искусства в новые типы визуального воздействия на человека. Этот процесс можно проследить со времен Энди Уорхола и его фабрики. Именно там впервые зародились идеи представить объекты потребления в разрезе искусства. Сейчас, когда мы все находимся еще на этапе постмодернистского сознания, искусство все более коммерциализируется, а дизайн становится более утонченным, угождая искушенному вкусу потребителя.

 

Алина Заманова: Границ между модой и искусством в 21 веке уже не существует. Многие дизайнеры доказали это и продолжают удивлять нас с каждым сезоном. В современном духе времени отсутствуют всякие границы, мы можем создавать то, что чувствуем, и несем в мир свои безумные идеи. И уже не важно, какая реакция последует от аудитории, так как свой зритель всегда найдется. Главное, делать то, что тебе близко по духу и следовать своим собственным принципам.

 

Елена Рева: Важную роль в жизни дизайнера и художника играет Zeitgeist. Для меня современность представляется в гармонии с собой и внешним миром, а не в вовлеченности во всеобщую агрессию. Что касается современных тенденций в моде, я бы выделила эко-дизайн, необычные техники отделки, инновационные материалы и лазерные соединения швов. Мне очень импонирует дизайн одежды на грани моды и искусства, именно это мы пытаемся передать нашими коллекциями.

 

 

Как вы думаете, какие возможности приобретает мода за счет коллаборации с искусством?


Елена Рева: За счет искусства мода находит новые способы выражения, становится более острой и концептуальной, расширяет целевую аудиторию и круг своего воздействия на потребителя, что прямо пропорционально экономической составляющей. 

 

Алина Заманова: Кроме этого, это дает возможность реализовать свои идеи как дизайнеру, так и художнику. Людям всегда было интересно работать вместе для одной цели. Ведь вместе намного интереснее создавать что-то крутое. Однозначно, дизайн вызывает эмоции и размышления у аудитории, точно также как и искусство.

 

 

Лена, как вы думаете, какая черта отличает художника-дизайнера от fashion-дизайнера?


Елена Рева: Их разделяет широта взгляда. Fashion-дизайнер мыслит в определенной плоскости – более коммерческой, в то время как художник-дизайнер апеллирует к искусству в целом, тем самым раскрывая новые грани дизайна одежды.

 

Что, по Вашему мнению, общего между системой индустрии моды и системой современного искусства?


Елена Рева: Обе эти системы имеют конечную цель – продать дизайнера и художника. Конечная цель любого творчества – продажа продукта, будь-то картина или платье.

 

Алина Заманова: Мы делаем и создаем то, что близко нашему духу, а главное – эти творения мы разделяем с миром.

 

 

Какова роль искусства в повседневности? Актуально ли на сегодняшний день разделение на «высокое» и «низкое» искусство?


Елена Рева: Любое разделение на сегодняшний день неактуально. Современное искусство настолько неоднозначно, что порой понять его завуалированный смысл без помощи куратора невозможно. В повседневной жизни искусство окружает нас повсеместно, ведь сама жизнь уже является им. Его важность сложно переоценить, ведь эстетически вдохновлённый человек способен на великие свершения. По аналогии с искусством, любая одежда может быть концептуальной, в зависимости от личности носителя. Именно человек закладывает в одежду определенный смысл, одухотворяет ее.

 

 
Имеет ли мода и фешн-дизайн силу влиять на социум, по аналогии с искусством?


Елена Рева: Мода влияет на человека более, чем что-либо другое, так как одежда – это самая близкая к человеку материя, его вторая кожа. Дизайн одежды точно так же, как и искусство, отображает и создает социальные изменения, предчувствуя возможные варианты развития общества.

 

 

Фото: Владимир Босак, Павел Шевчук