FIAC 2010 - репортаж с места событий
С 21 по 24 октября в Париже проходила одна из крупнейших мировых (наравне с закончившейся чуть ранее лондонской Frieze) арт-ярмарок - FIAC. В этом году она собрала более 190 ведущих мировых галерей из 24 стран мира. Характерной особенностью ярмарки является то, что на ней всегда активно представлено не только современное искусство, но и ключевые работы знаменитых художников ХХ века, которые во многом предопределили художественный облик современности.
Представляем Вам репортаж Натальи Чермалых с FIAC специально для ART UKRAINE
Вчера в Париже завершилась международная ярмарка современного искусства FIAC, объединяющая в многочисленных выставочных площадках работы 194 наиболее репрезентативных и коммерчески успешных галереи из 24 стран мира.
Основная часть экспозиции размещена в Большом Дворце (Grand Palais), грандиозном строении Бель-Эпок, находящемся в районе Елисейских полей. Здесь на более чем 15000 м2 свои лучшие работы представили такие влиятельные галереи, как Пола Купер, Марион Гудман, Карстен Грев, Лари Гагосян (Нью Йорк-Париж), Натали Серруси, Камель Меннур (Париж) и Тимоти Тейлор (Лондон).
Параллельная экспозиция, представляющая работы молодых и менее известных художников, выставляющихся в небольших галереях, расположена в восточной части музейного комплекса Лувра – его Квадратном Дворе.
Молинеро Анита, Без названия, 2010
В этом году FIAC отдает должное также современной скульптуре, отводя под более чем 30 монументальных работ пространство Сада Тюильри, неподалеку от Лувра.
Парижская ярмарка традиционно привлекает не только любителей актуального искусства: её «изюминка» – возможность приобрести редчайшие работы легендарных художников прошлого века. В павильонах, специализирующихся на начале ХХ века (речь идет, во-первых, о парижских галереях «1900-2000» , «Nathalie Seroussi» и «Zlotowski») можно увидеть раннюю живопись Жана Дюбюффе и Френсиса Пикабиа, графику Макса Ернеста и Бранкузи, фотографии Ман Рея, коллективные работы сюрреалистов и даже несколько кинетических скульптур Марселя Дюшана. Бернская галерея Henze & Ketterer представляет на ярмарке прекрасную подборку живописных полотен и гравюр немецкого экспрессионизма от акварелей Кирхнера до живописи Макса Бекмана и гравюр Эрика Хекеля.
Мирча Кантор, Tracking Happiness, видео, 2008
В этом году на ярмарке можно увидеть также достаточное количество фотографических работ, возможно, во многом благодаря скандалу вокруг наложения цензурных ограничений на экспозицию фотографий Ларри Кларка в Парижском музее современного искусства. Выставка проходит в настоящий момент, но доступна только для зрителей старше 18 лет, так как содержит изображения обнаженных тел подростков, которые могут быть восприняты как порнографические. Многие американские галереи, воспользовавшись шумихой, извлекли малоизвестные работы Ларри из своих запасников и сумели очень выгодно их продать.
Ларри Кларк. Без названия, 1968
В выставочных павильонах можно увидеть также фотографии Синди Шерман, Софи Калль и работы классиков японской фотографии Морияма Дайдо, Нобуёси Араки и Эйко Хосое, благодаря токийским галереям Така Исии и Томио Кояма, прибывшим на FIAC впервые.
Настоящим открытием ярмарки стала моно-экспозиция молодого французского художника Аделя Абдессемеда (родился в 1971), представленная Нью-Йоркской галереей Дэвида Цвирнера.
Адель Абдессемед. "Séparation", 2006 (документация перформанса)
Адель много работает с темой жестокости, часто символически используя тела животных. В его работах присутствуют как живые животные в качестве участников перформансов, как, например, в цикле фото-документаций «Séparation» («Расставание»), где художник выпускал на улицы Парижа вепрей, волков и львов, либо их скульптурные изображения, как в скульптуре-башне из оленьих тел, представленной на FIAC.
Адель Абдессемед. "Séparation", 2006 (документация перформанса)
Ранее, Абдессемеда представляла галерея Камеля Меннура, одна из наиболее активных парижских галерей, представляющих работы французских художников, в основном северо-африканского происхождения. В этом году галерея выставила на продажу огромную кинетическую скульптуру Аниша Капура, изображающую пульсирующую вагину змеевидной формы.
Среди других художников, привлекающих внимание международного арт-сообщества на ярмарке можно было увидеть акварели Луиз Буржуа, минималистичные инсталляции Армана, последние работы Даниеля Бюрена и Аннет Мессаже.
Русское и украинское искусство было традиционно представлено галереей Марата Гельмана, привезшего в этом году работы Дмитрия Гутова, Валерия Кошлякова, Дианы Мачулиной, Владимира Козина и Алексея Каллимы, а также арт-объекты Ильи Чичкана. Приятным сюрпризом ярмарки стала моно-экспозиция работ Бориса Михайлова в парижской галерее LOFT19 и открытие персональной выставки Алексея Калимы в галерее Анн де Вильпуа.