FIAC по-украински
Наталия Чермалых об украинском современном искусстве, представленном в этом году на арт-ярмарке FIAC 2010 специально для ART UKRAINE
В этом году FIAC представил парижскому зрителю широкую панораму современного искусства, не ограничиваясь лишь западноевропейскими и американскими образцами. Помимо китайского и индийского контемпорари – своего рода беспроигрышного джокера, готового всегда продемонстрировать широту взглядов и мультикультурализм организаторов, в этом году на FIAC свои экспонаты привезли галереи Японии, Южной Кореи, Израиля и Мексики. Потенциальным коллекционерам восточно-европейского искусства в целом повезло менее – искусство стран пост-социалистического блока было представлено всего лишь тремя галереями «Videospace» (Венгрия), «Plan B» (Румыния) и «M&J Guelman Gallery» (Галерея Марата Гельмана, Россия).
Не смотря на то, что в списке участников традиционно не оказалось украинских галерей – современное украинское искусство все же заявило о себе в Париже работами двух абсолютно разных, порой до противоположности, художников: Ильи Чичкана (в павильоне Марата Гельмана) и Бориса Михайлова (LOFT19, Париж).
Илья Чичкан – один из ярчайших представителей течения, которое в последнее время принято назвать украинской «Новой Волной». К этому направлению относят ряд художников, заявивших о себе в 90-е, чьи первые шаги в искусстве можно охарактеризовать коротким девизом: «Хлеба и зрелищ!» Их работы легко узнаваемы по карнавальной, зачастую избыточно зрелищной трактовке узкого круга тем, большинство из которых, в противовес соцреализму, являются либо подчеркнуто аполитичными, либо иронизирующими над политическим и социальным контекстом.
Павильон галереи Марата Гельмана с работами Ильи Чичкана на FIAC 2010
Несмотря на то, что «Новая волна» в Украине уже отчасти схлынула, в Москве она, кажется, напротив, только набирает обороты. Как отметили представительницы галереи Марата Гельмана, экспонирующие работы Ильи по соседству с русскими художниками, его работы пользуются в Париже неизменной популярностью: все три продались буквально в первые же дни. Речь идет о трех инсталляциях – портрете бородатой женщины, выполненном на бычьей шкуре, мотоциклетном шлеме с оленьими рогами и чучеле курицы, сносящей светящееся яйцо. Все они прибыли в Париж с персональной выставки Ильи «Бытовой сюрреализм», проходящей в настоящей момент в Москве. Стоимость работ художника перевалила за 30000 евро. Галерея оправдывает такую ценовую политику «ростом популярности художника в России и фактом его участия в прошлогодней Венецианской биеннале».
В том же Квадратном дворе Лувра, в другом конце павильона можно было увидеть моно-экспозицию Бориса Михайлова, представленную прогрессивной парижской галереей LOFT19.
Борис Михайлов – фотохудожник, родившийся в Харькове в конце 30-х годов, все еще более известен за рубежом, чем на родине. Показательным для оценки его авторитета на европейской арт-сцене является присуждение ему в 2000 году юбилейной премии «Хассельблад», учрежденной в 1980, которую считают эквивалентом Нобелевской в мире фотографии.
До Бориса Михайлова лауреатами «Хассельблада» были Анри Картье-Брессон и Ричард Аведон, а в 1999, за год до украинского фотографа, ее получила американка Синди Шерман. Кстати, в 2010 премия вернулась во Францию: ее лауреатом стала одна из самых известных фигур французского современного искусства – Софи Калль.
Однако, невзирая на свой престиж, Борис Михайлов сторонится шума светских сборищ и сам редко попадает в объективы фотокамер. Быть может в Берлине, где в последнее время предпочитает работать художник, симбиоз публичной и творческой жизни уже давно не считается показателем успеха и востребованности автора. Так или иначе, живой классик украинской фотографии уже давно и прочно находясь «на волне» в европейском контексте, в реальности предпочитает оставаться в тени.
Борис Михайлов, "Сумерки", 1993, C-Print
Именно глубокой тени, а точнее сумеркам посвящена его моно-экспозиция «AT DUSK» («Сумерки») в павильоне галереи «LOFT19». «Сумерки» – серия монохромных фотографий в ностальгическом синевато-кобальтовом тоне, была снята в самом начале 90-х. В объективе автора – полуразрушенные харьковские пейзажи, словно тронутые плесенью тяжелых постсоветских будней. В предисловии к выставке Борис возвращается к своим первым детским воспоминаниям 1941 года. Все что запомнил трехлетний мальчик в то первое военное лето – это синее небо и яркое зарево бомбардировки. Ярко-синий тон фотографий завораживает зрителя, заставляя забыть о том, является ли эта разруха следствием конца советской эпохи, или на этой обезличенной территории продолжает идти какая-то странная, пугающе бесконечная война.
Борис Михайлов, "Сумерки", 1993, C-Print
«Борис – не просто фотограф, я считаю его гениальным художником», делится в интервью владелица галереи «LOFT19» Сюзан Тарасев, у которой, кстати, есть украинские корни, – «Именно поэтому я решила посвятить все пространство своего павильона исключительно его работам».
Борис Михайлов, "Сумерки", 1993, C-Print
Цена на работы Михайлова колебалась от 10000 до 16000 евро, таким образом, на этой FIAC любителям украинского искусства была предоставлена возможность выбора: оригиналы работ живого классика можно было купить втрое дешевле, чем работы молодого представителя украинской «Новой Волны». Кстати, за сходную цену здесь можно было сделать более полезное приобретение: карандашные рисунки еще одного художника украинского происхождения – Казимира Малевича, можно было купить за 32000 евро. Немногим дешевле, чем работы Ильи Чичкана.