Фиктивные миры Роберто Матта
21 сентября в Гамбурге, в залах Буцериус Кунст Форума (Bucerius Kunst Forum) открылась выставка выдающегося художника 20 века Роберто Матта – «Matta. Fiktionen».
Место проведения − одна из самых значимых культурных институций в Гамбурге и в Германии. Букериус Кунст Форум находится в «сердцевине сердца» Гамбурга, как говорят немцы, на площади Ратхауза, стеной к стене с самим Ратхаузом. Фонд проводит выставки художников только мирового масштаба − за последние годы это были, например, Пикассо, Хоппер, Фрида Калло, Кранах, − и сотрудничает со всеми крупными музеями мира.
Роберто Матта (1911–2002) принадлежит к числу наиболее значимых художников ХХ века, его произведения хранятся в крупнейших музеях. Уроженец Чили, он находился в тесном творческом контакте с таким сюрреалистами, как Дали, Анре Бретон, Дюшан, с которыми он, начиная с 1938 года, делал совместные выставки. В Париже под воздействием пространсвенных идей Ле Карбюзье сформировалось характерное для Роберто Матта понимание отношений между пространством и человеком. Он создает фиктивные − сейчас мы бы сказали виртуальные − миры, в которых сочетаются элементы научной визуализации и опыт эмоциональных переживаний.
В 40−х годах в Америке Матта предвосхитил в своих крупноформатных работах развитие абстракного экспрессионизма, и в какой-то мере предопределил его.
Выставка представляет ретроспективу творчества художника и занимает несколько залов на двух этажах. Монументальных размеров полотна затягивают зрителя в пульсирующий прекрасный мир, порождающий формы и структуры, одновременно чужеродные и знакомые, и вступающие друг с другом в сложные, часто парадоксальные, взаимодействия.
Представленные на втором этаже 5- или 6-метровые композиции выполнены флоуресцентными красками и демонстрируются при специальном освещении.
Это производит ошеломляющий эффект: на фоне темных стен и почти в темноте вспыхивают живописные пространства, как будто рождаются новые галактики.
Многие работы, написанные мастером еще в 70-80-х годах ХХ ст. обескураживают своей актуальностью по отношению к сегодняшней живописи. Творчество Роберто Матта определило целую эпоху, нельзя не заметить его влияние на многих художников следующих поколений.
Почтение и слава художника на его родине, в Чили, не имеет границ. Известный немецкий художник Алехандро Сото, тоже чилиец по происхождению, говорит что для земляков Матта − полубог, примерно, как Пикассо для европейцев. На открытии, на котором мне довелось побывать, присутствовали представители городской власти, вдова художника, а также собралась, кажется, вся испаноязычная диаспора Гамбурга.
Вдова художника Роберто Матта и художник Алехандро Сото
Их воодушевление и гордость своим великим земляком придали этому, и без того значительному событию, особый эмоциональный подъем.
Гости на открытии выставки
Вера Вайсберг,
Гамбург