Фотографическая культура: а воз и ныне там

Можно так: «В украинской фотографии происходит множество событий: фотохудожники готовятся к выпуску альманаха лучших фотохудожников, открываются новые фотокурсы, проводятся конкурсы свадебной фотографии, а уж как наполняется новыми фотографиями интернет-пространство!»

Или так: «В украинской фотографии не происходит ничего: не издаются хорошие книги, нет серьезного образования, а также серьезных конкурсов, нет имен, нет картинок, нет фотографии!»

Автор фото Gilbert Garcin

У каждого высказывания найдется своя группа поддержки. Это говорит о том, что процессы, происходящие в украинской фотографии, настолько хаотичны и не структурированы, что удивляешься, почему никто ни с кем до сих пор не воюет! Ведь конфликт интересов, в конце концов, приводит стороны к столу переговоров и позволяет разделить территорию: котики и цветочки, свадьбы и реклама, социальные проблемы, искусство.

Но нет конфликта, каждый на своем огороде делает, что хочет.  Для участников процесса – хорошо, для фотографии, ее развития – плохо. А уж для  зрителя совсем плохо. У зрителя нет ориентиров, ему трудно понять, что не бывает «искусства свадебной фотографии»,  что фотохудожник это не художник с фотокамерой, что фотография это не только хобби и не только съемка в студии. После всего этого ему привозят Анутана Д’Агату, и он шарахается в сторону, не в силах вынести «стыда», он узнает о достижениях Михайлова, и снова больно за свою Родину…

Массовый зритель не понимает фотографию, точнее понимает, но по-своему. Как предмет, на который «приятно смотреть» и которым «приятно украсить интерьер». Точка.

Ни о какой фотографической культуре и речи не идет. О знании истории фотографии, тем более. Посещение выставок и фестивалей, участие в фотографической жизни – минимальное.

И это настоящая катастрофа! Зритель лишен возможности познавать себя и окружающий мир, расширять свое культурное поле и визуальный опыт, искать и находить через фотографию решение главных вопросов человеческого бытия.

Дезинтеграция фотографической культуры – проблема, которую следует решать  созданием общественного интереса к искусству фотографии, привлечением внимания широкого круга зрителей к историческим и современным процессам, происходящим в фотографии, широкой выставочной деятельностью. 

Просвещать, просвещать и еще раз просвещать! И здесь все способы хороши: программы на ТВ, радио, статьи в прессе, визуальная реклама. Отдельного внимания требует формирование рынка фотографии, но только параллельно с просветительством. Вначале покупатель видит для себя какую-то ценность в фотографии, а уже после возникает желание ее приобрести.

Образовательная деятельность также должна помочь разобраться и понять, что происходит в фотографии и как с ее помощью найти свою форму выражения.  Существующее фотографическое образование (если это можно так назвать) призвано сделать фотографами всех, у кого есть фотокамера. Это безумие! Образование должно быть таким, после которого многие положат свои камеры на дальние полки, так как поймут, что, прежде всего, им нужно развивать художественное мышление. А многие признают, что им этого и не нужно.

Ситуация, по историческим причинам сложившаяся в украинской фотографии, часто подвергается критике, но критиковать и не предлагать решений - это тупик. Назрела необходимость обозначить единую стратегию развития и двигаться общими усилиями: государство, культурные негосударственные институции, профессиональное сообщество. Многие из тех, от кого что-то зависит, преследуют свои личные интересы и никак не могут сесть за стол переговоров. То есть проблемы украинской фотографии не могут решиться из-за украинского менталитета. Пресловутое «моя хата с краю»  тормозит все процессы.  Вот и остаемся «с краю». Уважаемые эксперты, фотографы, критики, искусствоведы!  Не надоело?

 

Ирина Рузина