Фоторепортаж с пресс-превью 55-ой Венецианской биеннале
С сегодняшнего дня официально открывается 55-я Венецианская биеннале, событие, которое каждые два года проводит своеобразную "перекличку" среди стран, институций и персоналий, имеющих амбиции в сфере современного искусства, и слагает не менее своеобразное резюме происходящих в нем процессов. ART UKRAINE готовит серию материалов о биеннале этого года, а пока - краткие и свежие впечатления прямо с места событий.
Главная выставка биеннале «Энциклопедический дворец» была, наверное, самым ожидаемым событием этого года. Даже по тем сдержанным и довольно однообразным интервью прессе, которые куратор выставки Массимилиано Джони давал перед биеннале, было очевидно, что проект претендует на то, чтобы стать очередной вехой в истории биеннале, подобно той, какой двенадцать лет назад стала выставка Харальда Зеемана "Плато человечества".
Реконструкция "Энциклопедического дворца" Марино Аурити, давшего название основному проекту биеннале
"Энциклопедический дворец", работа Розмари Трокель
"Энциклопедический дворец", работа Уолтера де Мария
Параллели между этими двумя проектами не случайны - как и "Плато" в свое время, так и "Дворец" претендует на то, чтобы представлять не какую-то тенденцию в искусстве или обществе, не какой-то специфический срез культурной ситуации, а человечество как таковое - дух, который им движет, суть человеческого бытия. И, надо сказать, Джони это удалось ничуть не хуже, чем в свое время Зееману. Его выставка не прочитывается жизнеутверждающей гуманистической одой, напротив, она скорее противоположна жизнеутверждающему пафосу, поскольку гораздо больше говорит о страхах, смятении, страстях и одержимостях. Но именно в этой демонстрации удивительной способности человека бороться со своими страхами и слабостями посредством создания визуальных образов, заключается главная интрига проекта Джони.
"Энциклопедический дворец", работа Сергея Зарвы
"Энциклопедический дворец", работа Пола Маккарти
"Энциклопедический дворец", работа Павла Альтхамера
"Энциклопедический дворец", работа Павла Альтхамера
"Энциклопедический дворец", работа Мэтта Малликена
О центральной выставке биеннале, наверняка, будут еще много говорить и писать, анализируя ее разные аспекты и находя в ней новые смыслы и значения, но общее впечатление всех, кто посмотрел ее в дни превью для прессы, сводилось к одному - имеющуюся у нас сейчас историю искусства Джони сумел переписать в своем проекте очень основательно. По сути дела, линейная и хронологическая история искусства даже не видоизменяется в рамках данной выставки - она просто отменяется, как не имеющая смысла в ситуации, когда способность и потребность производства визуальных образов признается базисным человеческим качеством, не имеющим более отношения ни к данной свыше одаренности, ни к профессиональной принадлежности, ни к институциональной системе искусства вообще.
"Энциклопедический дворец", работа Артура Биспо до Розарио
"Энциклопедический дворец", работа Синичи Савада
"Энциклопедический дворец", "Книга Бытия" Роберта Крамба
"Энциклопедический дворец", работа Филлиды Барлоу
"Энциклопедический дворец", работы Ханса Йозефсона
"Энциклопедический дворец", работа Роберто Куоги
"Энциклопедический дворец", работа Андры Урсуты
"Энциклопедический дворец", работа Евгения Козлова
"Энциклопедический дворец", работа Жана-Фредерика Шнайдера
"Энциклопедический дворец", работа Марисы Мерц
"Энциклопедический дворец", работа Петера Фишли и Давида Вайсса
"Энциклопедический дворец", работа Петера Фишли и Давида Вайсса
В отличие от главного биеннального проекта, национальные павильоны в этом году оставили довольно скромное впечатление. Возможно, они просто не выдержали конкуренции с сильной выставкой Джони, но в целом есть ощущение, что этот биеннальный год будет не самым запоминающимся. Из основных "игроков", разместившихся в Джардини, интересные проекты представили Греция, Израиль, Япония. В Арсенале наблюдалось необыкновенное скопление очень эффектных и спектакулярных презентаций, в числе которых павильоны ОАЭ, Чили, Багам, Индонезии, Китая, Латинской Америки. Значительно более бюджетный, но заслуживающий внимания проект сделали грузинские художники – павильон Грузии представляет собой "паразитную" пристройку к зданию Арсенала в лучших традициях позднесоветского нелегального «расширения метража».
Павильон Чили, работа Альфредо Джаара
Павильон Чили, работа Альфредо Джаара
Павильон Индонезии
Павильон Индонезии
Павильон Бахрейна
Павильон Бахрейна
Павильон Латвии
Павильон Латинской Америки
Павильон Аргентины
Павильон Аргентины
Павильон Ватикана
Павильон Ватикана
Павильон Нидерландов
Павильон Нидерландов
Павильон США
Павильон США
Павильон Российской Федерации
Павильон Российской Федерации
Павильон Чехии
Павильон Чехии
Павильон Уругвая
Павильон Бразилии
Павильон Польши
Павильон Румынии
Павильон Венеции
Павильон Египта
Павильон Багам
Павильон Багам
Павильон Багам
Павильон Италии в Арсенале
Павильон КНР
Павильон КНР
Павильон КНР
Павильон КНР
Павильон ОАЭ
Павильон Бельгии
Павильон Грузии
Павильон Грузии
Разговор об украинском павильоне этого года следует разделить на две части. С одной стороны – множество организационных просчетов и совершенно безответственное отношение к финансированию проекта со стороны государства. С другой стороны – сильная профессиональная работа кураторов и художников, благодаря чему они на своих плечах и во многом за свои деньги "вытянули" проект, реализовав его на очень достойном уровне. Недостатки помещения (излишне низкие потолки) были превращены в достоинства (именно в таком контексте, в частности, идеально смотрится проект Ридного про бомбоубежища), а выгодное месторасположение выставки в оживленном туристическом месте, надо надеяться, сделает его видимым в бойкой и суетной фестивальной жизни.
Украинский павильон, работа Жанны Кадыровой
Украинский павильон, работа Николая Ридного
Украинский павильон, работа Николая Ридного
Украинский павильон, работа Николая Ридного
Украинский павильон, работа Николая Ридного
Украинский павильон, работа Гамлета Зиньковского
Украинский павильон, работа Гамлета Зиньковского
Сегодня же днем жюри Венецианской биеннале огласило результаты своего отбора. Главный приз за национальный проект достался павильону Анголы, также были отмечены объединенный павильон Кипра и Литвы и павильон Японии. Художником, получившим Золотого Льва, стал Тино Сегал, вариация известного перформанса которого "Этот прогресс" была представлена в рамках "Энциклопедического дворца". Также были отмечены работы американки Шерон Хейз и итальянца Роберта Куоги. Серебрянного Льва, который вручается самому перспективному молодому художнику, получила француженка Камиль Энро. Золотого Льва за достижения в искусстве получили две художницы - итальянка Мариса Мерц и австрийка Мария Лассниг.
Более подробные материалы про главный проект, национальные павильоны и параллельные проекты 55-ой Венецианской биеннале читайте на нашем сайте в ближайшие недели.
Фотографии: Екатерина Стукалова, Наталья Заболотная