Г(а)рантирование от коррозии

Когда редакция ART UKRAINE предложила мне написать о грантовой программе [и3] фонда Рината Ахметова «Развитие Украины», над внедрением которой я работала в течение прошлого года, я начала думать: а что именно мы, то есть программа [и3], стимулируем предоставлением грантов на культурные проекты? Распространенное клише говорит, что грантовое финансирование поощряет конкуренцию между потенциальными грантополучателями, а следовательно и их желание совершенствоваться и предлагать все важные и интересные проекты.
Но культура как раз не относится к тем сферам, где конкуренция является абсолютным благом. Как об этом блестяще пишет Клэр Бишоп в недавнем выпуске e-flux, такая конкуренция приводит к мышлению в формате блокбастера. Т.е. побуждает к созданию в основном масштабных проектов, которые должны заинтересовать широкую публику, СМИ и - что немаловажно - спонсоров. В общем, блокбастеры - это также необходимо. Скажем, чем не блокбастер уже множество раз обсужденная прошлогодняя ретроспектива Марины Абрамович в нью-йоркском МоМА? Но ориентированность на блокбастеры затрудняет экспериментирование, создание сложных герметичных или критических проектов и вообще сводит искусство к статусу шоу-бизнеса. Итак, имели ли мы в виду стимулирование такого подхода к культуре?

Алевтина Кахидзе. Перфоманс «Я опаздываю на самолет, на который опоздать невозможно»

Нет, о таком подходе речь не шла. На протяжении последних нескольких лет мы в фонде часто сталкивались с полностью противоположной ситуацией. Там, где существует гарантированное, но недостаточное финансирование на низком жизненном уровне, происходит хроническая, а потому незаметная и оттого еще более угрожающая, коррозия культурной институции. А значит, образуется вакуум деятельности как таковой. Недостаточный уровень финансирования в сочетании (как это ни парадоксально) с его бесперебойностью приводит к фатальным для культуры последствиям: утечки мозгов в сочетании с подменой работы мессианской риторикой (разговоры о «подвижничестве», «кресте творчества» и др.). Наличие открытого источника финансирования, за который все же надо конкурировать, может стимулировать институции к внутренней мобилизации, мотивировать их на эксперименты и интенсификацию своей программы. Отсюда и полное название программы: [идея - импульс - инновация].

Редколлегия онлайн-журнала www.korydor.in.ua

Но мы не стремимся поощрять лишь простое блокбастерное мышление: для того, чтобы подать проектную заявку на рассмотрение экспертного совета [и3], совсем не обязательно предлагать проект, который отзовется в сердцах миллионов. Зато чрезвычайно важно показать, как предложенный проект может повлиять или на деятельность самого заявителя (если это, например, музей), или на культурную сферу в целом (например, если это онлайн-журнал или школа перформанса). Мы поддерживаем инновационные проекты. Разумеется, не каждая инновация будет 100-процентно удачной, хотя стремиться к этому стоит. Но, как сказал в своем интервью Гансу-Ульриху Обристу американский пионер кураторства Уолтер Гоббс, «иногда надо рисковать потерять положительное мнение о себе» или - как случалось мне читать недавно относительно другой авторитетной фигуры - «самый большой риск - не рисковать».

Репетиция спектакля «Лісова пісня». Львовский акедемический театр им. Л. Курбаса. Режиссер Андрей Приходько

Именно такими - неспектакулярными, но инновационными - проектами, которые поддержал экспертный совет [и3] на своем первом заседании, стало создание виртуальной книги Еленой Захарченко и онлайн-музея С. Прокофьева Донецкой музыкальной академией. Также летом этого года мы поддержали проведение школы перформанса, которую организует Лариса Венедиктова. Если какой-то из поддержанных проектов таки имеет потенциал спектакулярности, то это, извините за тавтологию, спектакль в постановке Андрея Приходько «Лесная песня». Работа над ним во львовском Театре им. Л. Курбаса уже идет скорейшим темпами. Например, фотографию, которую вы видите на страницах ART UKRAINE, была сделана еще 2 февраля. Это репетиция первого действия. Некий запас звездной пыли имеет и онлайн-журнал о современном искусстве «Коридор» www.korydor.in.ua, который до сих пор продуцировался исключительно на волонтерских началах. Но, как видно, не об этом речь шла в каждом из поддержанных экспертным советом проектов.

Репетиция спектакля «Лісова пісня»

Кстати, об экспертном совете. Это пять человек, и среди них знатоки в каждой из четырех сфер, в которых работает [и3]: театр, литература / издательское дело, музейное дело и визуальное искусство. Следовательно членами совета являются режиссер Дмитрий Богомазов, президент Форума издателей во Львове Александра Коваль, заместитель директора Национального художественного музея Украины Мария Задорожная, культурный обозреватель и специалист по культурной политике Юрий Рыбачук и я, как человек, касающаяся сферы визуального искусства.
Экспертный совет рассматривает проектные заявки четыре раза в год, а дедлайны есть 15 февраля 15 мая, 15 августа и 15 ноября. Заявку нужно выложить в формах, которые можно получить на сайте программы [и3] www.i3grants.org. Она должна состоять из описательной части, бюджета и приложений. В общем, форма максимально проста и практична. А заполненная заявка записывается в один файл формата PDF - важно не забывать ставить подписи и печати везде, где это предусмотрено, - и вместе с бумажной версией отсылается в фонд Рината Ахметова «Развитие Украины» для направления «Культурное достояние». Одним словом, все довольно просто. А уже после этого проект рассматривается Экспертным советом, принимается решение, затем успешный проект получает финансирование от фонда Рината Ахметова.

Мы старались максимально упростить процедуру для удобства аппликантов. В течение года будем тестировать, насколько нам это удалось и что можно улучшить. Первый год [и3] - пилотный, ибо для нас это также инновация, и мы ищем наилучший вариант ее воплощения, помня, что самый большой риск - не рисковать.

 

Олеся Островская-Люта