Гори, Гоголь, гори!
Из метро направо, по прямой до Фуршета, обойти супермаркет справа - тупик, вернуться назад, взять правее, пройти вдоль автобусной остановки, вливаясь в поток тех, кто уже успел отыскать верную тропу и следовать свежим маркерам “Гогольfest”, нанесённым на побитый асфальт. Впервые Выдубичи ассоциируются не только с беляшами и семечками, точкой сбора и посадки в электрички и маршрутки людей “иных”, местом, где только желание не вступить в очередной сочный плевок на асфальте превышает желание убраться отсюда поскорей. Теперь, по прибытии на платформу станции метро Выдубичи, автоматически взгляд ловит “своих”, пока ещё озирающихся по сторонам, в попытке определить правильное направление.
Фото: Максим Белоусов
Мы приходим на территорию фестиваля с такими же неосвоившимися в пространстве людьми, сравниваемся с толпой, заходим в новое помещение, идём на звук и сталкиваемся процессией, одетой в комбинезоны химзащиты и несущей в руках факелы. Вся эта человеческая масса подходит к узнаваемой всеми голове Николая Васильевича и в мгновение её охватывает десятиметрвое пламя. Огонь, разлетающийся во все стороны пепел, распирающее коллективное счастье - мы успели к открытию Гогольфеста!
Фото: Группа Look
За два года отсутствия Гогольфест успел вызвать серьёзную жажду, которая ощущалась в нетерпеливо спешащих на фестиваль людях. Хотя бесконечные метания “Гогольфеста не будет - Гогольфесту быть” морально настроили зрителя на состояние “рады тому, что есть”. И предвосхищение нового выпуска долгожданного Гогольфеста затмевало ожидания от фестиваля.
Пятый Гогольфест, который организаторы называют не фестивалем, а спецпроектом, состоялся на территории экспериментально-механического завода на Выдубичах. Эта локация кажется наиболее удачной из всех предыдущих. В Мыстецком Арсенале, где фестиваль проводился в 2007-2009 годах, трэшу Гогольфеста уже не было места, на киностудии Довженко (2010) также было ощущение, что Гоголь здесь скорее гость, чем хозяин. Здесь же пространство действия ничем не ограничено, а цеха завода и вся его площадь выглядят впечатляюще даже без визуальной программы. Из минусов: менее выгодное месторасположение завода.
В день открытия француженка Лиз Мёнэ, преодолевая трудности произношения русского языка, зачитала фрагмент из книги французского правозащитника Стефана Эсселя - манифест “Негодуйте”. Этот манифест определил ключевую идею фестиваля - пробуждение человека и побуждение его к действию, к творчеству.
Открытие фестиваля с показом отреставрированной Земли А. Довженко под музыкальное сопровождение Дахи Брахи, множеством молодых и красивых людей вокруг и предвосхищением культурной недели вызвало повсеместную эйфорию от того, что это происходит здесь и сейчас, в этой стране и этом городе. Эта эйфория постепенно рассеялась в последующие дни, когда обнаружилось, что аудитория фестиваля крайне мала и состоит в основном из адептов Гогольфеста, помнящих его былое новаторство и славу. Фактически, Гогольфест 2012, в очередной раз созданный упорством и задором отдельных людей, дублирует свои предыдущие версии: всё та же театральная программа, слабый визуальный ряд “из того, что было”. Усилия создателей фестиваля, безусловно, заслуживают уважения, но с другой стороны, шум вокруг того, состоится Гогольфест или нет, похож на хорошую PR-кампанию, после которой критическому взгляду на событие уже как будто нет места.
Основатель фестиваля Гогольфест Владислав Троицкий. Фото: Максим Белоусов
“Равнодушие - это самая худшая позиция,” - говорится в манифесте Эсселя. И это действительно становится позицией организаторов фестиваля, которые сумели претворить свои замыслы в жизнь. Гогольфест строится вокруг личности одного человека - основателя ЦСИ “ДАХ” Влада Троицкого, который всегда держится особняком и год за годом делает своё дело, создавая уникальные художественные проекты и борясь с равнодушием украинского народа к культурной стагнации своей страны. Творческое пространство Гогольфеста, фестиваля, сделанного из подручных материалов, подталкивает к мысли о том, что быть просто потребителем этой радости недостаточно - можно и нужно что-то делать самому. Самое главное - преодолеть равнодушие.
Посетительницы Гогольфества делают снимки на фоне работ Силантьева. Фото: Владимир Денисенков
Традиционно Гогольфест представил театральную, кино-, визуальную и музыкальную программы, но главный акцент, как и ранее, был сделан на театр и искусство. Куратором основной визуальной программы выступил Павел Гудимов, представивший проект “Неофольк”. В пространстве цеха металлоконструкций проект был реализован по принципу открытой галереи: деревянные сооружения носили функции стен, работы размещены были таким образом, что зритель мог свободно перемещаться между ними и рассматривать с разных сторон.
Основная идея “Неофолька” - исследование истоков украинской народности - тема, которой Павел Гудимов занимается долгий период, поэтому здесь зритель мог видеть практически всех художников, с которыми работает Я Галерея. Украинская народность здесь усматривалась по-разному: у кого-то через абстрактные идеи земли (А. Бабак), огромные полотна с цитатами Сковороды (О. Грищенко), через популярные среди современного общества потребления образы, трансформированные в украинский народный орнамент (А. Ялоза), или же псевдоновый наив Силантьева, который раскрывал украинскую ментальность тем, что на фоне его работ больше всего фотографировались девушки.
Работа Алевтины Кахидзе - Расширенная исторя Музычей - повествовала о доме-резиденции в Музычах, куда художница ежегодно приглашает международных художников. На открытии проекта Алевтина готовила мятный чай и угощала всех посетителей дома, состоявшего из формальной разметки на полу и условных предметов интерьера - этот проект действительно качественно вписался в пространство фестиваля. Работы Андрея Сагайдаковского, Николая Малышко и Тиберия Сильваши в этом пространстве не считывались и скорее приравнивались к самодельному формату фестиваля.
Художница Алевтина Кахидзе и её проект Расширенная история Музычей. Фото: Максим Белоусов
Параллельно с этим Артур Белозёров представил визуальную программу в реинкарнированной версии Лабкомбината. Несмотря на то, что представленное в пределах Лабкомбината искусство очень слабо, сама локация превосходит основной проект, поскольку кажется более уместной. Треш и андеграунд гораздо больше подходит облику Гогольфеста, а сам Лабкомбинат расположился здесь настолько удачно, что стал излюбленным местом хипстеров - тусовка здесь образовалась ничем не уступающая тусовкам Берлина.
Labcombinat. Фото: Максим Белоусов
Самое важное в Гогольфесте - это возможность для людей из самых разных тусовок, будь то кино, музыка, театр или искусство, встретиться на одной территории. Ведь Гогольфест в первую очередь о тех, кто год за годом приходит на фестиваль и разделяет идею его основателей о том, что культуру нужно развивать, и участвовать в этом может и должен каждый. Гогольфест также служит платформой, на которой могут выступить со своим манифестом те, кто предпочитает делать что-то, пусть даже и своими силами, нежели не делать ничего. В книге отзывов о проекте “Неофольк” кто-то написал: “Мне ничего непонятно, но всё нравится”. Не в этом ли суть Гогольфеста - давать импульс для всех тех, кому пока ещё ничего не понятно, но интерес и произведённое фестивалем впечатление станут стартом для будущих изменений.
Ася Баздырева