Горизонт понимания бытия Сергея Белика
Исследуя временную сущность явлений, художник Сергей Белик размышляет о вечности и месте искусства в ней. Его выставку «Темпоральность» в Одесском художественном музее можно посетить до 20 июля.
В Одесском художественном музее на улице Софиевской открылась масштабная выставка Сергея Белика «Темпоральность». Суть выставки затрагивает вопросы трактовки запечатлённой в живописи вечности. Немецкий философ Мартин Хайдеггер в своей работе «Бытие и время» (1927) трактует темпоральности как временность, которая является горизонтом понимания бытия. Бытие — это реальный момент, данный нам в ощущение. Наблюдая произведения живописи — воссозданное пространство, мы погружаемся в вечность, так как там нет срока, он расширился. И это даёт возможность отвлеченно осмыслить идею произведения.
Портал открывается. Холст, масло, 200х400 см, 2017
Экспозиция выствки Сергея Белика состоит из двух частей: первая — ретроспектива из 22 картин маслом на холсте, датированных 1979-95 годами, среди которых натюрморты «Зеленые яблоки» (1990), «Стекло» (1995), «Красные яблоки» (2000) и тд.
Чёрное на чёрном.
Чёрное на сером.
Серое на белом.
Холст, масло, 150х450 см, 2017
Во втором зале художник акцентировал внимание зрителя на полотнах из новых серий: «Музейная» (2015—2016) и «Двери» (2016—2017). Для показа актуального искусства автор подготовил 23 работы, которые так или иначе передают идею зафиксированной вечности и дополняют друг друга. Ведь искусство — это философия жизни, переданная на холсте, объективная нетленность.
Скоро отправляемся. Холст, масло, 150х150 см, 2016
Наиболее удачно концепцию темпоральности передает работа «Многомерность» (2015) из серии «Музейная» размером 2 на 1,8 м. На ней изображена темная фигура шагающего в бесконечность визионера и любителя искусств. На заднем фоне наблюдается зеркальное отображение происходящего, картина вызывает в памяти «Запрещённую репродукцию» Рене Магритта (1937), одну из вероломных работ бельгийского сюрреалиста. Однако, по словам Сергея, он изображал картину в картине — необъятность и течение во вневременность. В социуме время линейно: из пункта А-рождение в пункт Б-смерть. Картина останавливает время. Принцип свободной воли исчезает в изобразительном искусстве. Есть только воля автора. Настоящим является работа, отображающая миг между прошлым и будущим, объективность. А текущая жизнь субъективна, потому что находится либо в прошлом, либо в будущем. В живописи темпоральность не привязана к субъективному моменту. И, созерцая арт-объект, мы выходим из своего времени, чтобы погрузиться в запечатлённую вечность. Если время — это судьба из пункта А-рождение в пункт Б-смерть, то выход в живопись — есть выход из своей судьбы и попадание в мир иной, в зафиксированную автором идею — вечность. В мир, в котором можно объективно находиться вне эпохи, в пространстве абсолюта.
Открыто. Холст, масло, 120х100 см, 2013
Выставка «Темпоральность» получила положительные отклики среди поклонников искусства в одесских арт-кругах. «Сергей Белик — один из программных художников, с которыми мне приходилось общаться. Он привёл меня к современному искусству и пояснил суть личности художника, как сформированной и ясной индивидуальности с фундаментальной и глубокой идеологией своего творчества. Думаю, данный проект является подтверждением вышеуказанных слов. Сергей, в очередной раз, представил очень цельную выставку с широким высказыванием», — отозвался о выставке художник Олег Димов.
Фрагмент экспозиции проекта Темпоральность
Фрагмент экспозиции проекта Темпоральность
Сергей Никанорович Белик — член Союза художников Украины, участник украинских и международных выставок. Его работы находятся во многих коллекциях отечественных и зарубежных музеев, а также в частных собраниях и галереях; были выставлены на аукционах Sotheby’s, Christie's, Phillips.
Выставка Сергея Белика «Темпоральность» будет открыта для посетителей Одесского художественного музея до 20 июля.