Графический дизайн эпохи Югендштиль, или как искусство ворвалось в повседневность
В гамбургском Музее искусств и ремесел (Museum für Kunst und Gewerbe Hamburg) проходит выставка "Grafikdesign im Jugendstil" (Графический дизайн эпохи Модерн) с подзаголовком "Вторжение искусства в будни".
Блестяще организованная экспозиция в 4-х залах наглядно демонстрирует происшедшую всего за три с лишним десятелетия конца XIX - начала XX веков революцию изобразительного искуcства и появление совершенно новой области - прикладного полиграфического дизайна. Родилась РЕКЛАМА, которая приобрела в XX веке и сейчас гигантское, может даже гипертрофированное влияние на повседневное сознание и, по сути, все виды человеческой деятельности. Четко и наглядно определен момент времени, когда прикладная графика перестала быть побочным продуктом станковых живописцев или графиков. Родилась новая профессия - ДИЗАЙНЕР.
На выставке представлены произведения прикладной полиграфии Европы и Америки эпохи Модерн (нем. Югендштиль) - театральные плакаты, программки (Лотрек и его современники), книги (например, Билибин!), журналы, этикетки, первые в мире торговые марки и т.д.
Зал выставки
Упаковка шоколада
Русские сказки. Иллюстрации И. Билибина
Тулуз-Лотрек. Плакатдля кабаре Le Mirliton. Париж. 1892
Ван дер Велде. Рекламная графика. 1898. Германия
По количеству залов экспозиция поделена на 4 этапа: путешествие во времени - от неоклассицизма 1870-90-х, через постимпрессионизм - Тулуз-Лотрек, и далее, в так называемый Элегантный Югендштиль, к венской Сецессии и началу конструктивизма.
Зримо, почти физически ощутимо проходит перед зрителем метаморфоза пластической формы, отражая путь "чистого" искусства того периода: на смену натуралистически исполненным дамам в воздушных нарядах, завиткам и розам приходит условность Югендштиля, Модерна. Модерн, в свою очередь, постепенно теряет доставшуюся ему в наследство от XIX века сентиментальность и плавность линий. Уже у художников венской Сецессии все большее значение приобретает плоскость, как таковая, рисунок становится резче, абстрактнее.
Но не только развитие художественной мысли, а и возникновение новых графических техник определило проникновение рисованной рекламы в повседневность.
Рекламная графика из Австро-Венгерской Империи. 1890-е гг.
Свой первый "бум" реклама пережила в 70-х годах XIX века благодаря открытию техники хромолитографии. Яркие цветные оттиски попали буквально в каждый дом. Жюль Шере во Франции и обьединение Arts and Crafts Movement подняли прикладную графику того периода на уровень искусства.
После 1895 года новая цветная литография позволила молодым художникам, как, например, Тулуз-Лотрек, экспериментировать с новыми техниками. На заказ создавались плакаты, театральные программки и другая прикладная графика. Моментом рождения Стиля Модерн - Югендштиль по-немецки, или Art Nouveau, по-французски, считается сегодня выставка работ Эжена Грассе в Париже в 1894/95 году. В идеальных женских образах Эжена Грассе и Альфонса Мухи парижский Модерн достиг своего апогея. В Англии развитие Modern Style в первую очередь определялось творчеством Обри Бердлей (Aubrey Beardsley).
Эжен Грассе. Настенная литография. 1894. Париж
Альфонс Муха. Настенная литография. 1890-е гг.
Обри Бердлей. Книжные иллюстрации. 1893-94 гг. Лондон
После 1896 года Югендштиль достиг и Германии. Важную роль в его распространении сыграли журналы "Югенд" и "Пан".
Разработки орнамента для журнала. 1900-е гг. Германия
Обложки журнала Югенд. 1900-е гг. Мюнхен
Через книжную графику проник Югендштиль в рекламную и прикладную промышленную графику. Художником Хенри ван дер Велде в 1894/95 годах создается впервые в истории Corporate Identity: для предприятия Кельн Мюльхаймер им были разработаны этикетки и проспекты, объявления и плакаты, и даже оформление рабочих помещений. Решенные в одной стилистике, с согласованными между собой орнаментальными элементами, они представляют собой не что иное, как фирменный, или корпоративный стиль в нашем сегодняшнем понимании.
Ван дер Велде. Первый "рекламный пакет". 1898. Германия
И, конечно, выставка не могла обойти, наверное, пик эпохи Модерн - венскую Сецессию.
Представлены 4 плаката к выставкам художников объединения Secession, в том числе к персональной Густава Климта!
Плакаты к выставкам венской Сецессии. 1900-е гг.
В первом десятилетии ХХ века происходят кардинальные изменения: графический дизайн становится профессиональным. Уже больше не свободные художники, а специально обученные в Ремесленных школах графики исполняют книжные обложки и плакаты, календари и меню-карты. Символично, что в здании музея, в котором проходит выставка, когда-то и была такая Ремесленная школа, готовящая прикладных графиков. С этих пор Искусство и дизайн идут отдельными путями. В кратчайшие сроки профессиональные дизайнеры-графики развили свой "вещественный" стиль, явственно отличающийся от современной им живописи. А с появлением в США и Германии первых рекламных агентств и полиграфической промышленности процесс выделения прикладной графики в совершенно самостоятельную область завершается.
Промышленная реклама. 1900-гг. Берлин
Торговый рекламный плакат. 1909 г. Мюнхен
Начало фотодизайна: журнал The Printing Art. 1906-1911 гг. Нью-Йорк
Поль Ирибе. Книжная иллюстрация. 1908 г. Париж
Геза Фараго. Рекламный плакат шампанского марки Терли. 1909 г. Будапешт
В завершении хочется сказать о том, что выставка активно посещается. В будни, в рабочее время всегда много народа, заметны профессионалы, ведь Гамбург это медиа-столица Германии: здесь сосредоточены издательства и редакции центральных газет и журналов, студии национальных телеканалов и бесконечное количество рекламных агентств. Экспозиция сопровождается подробными текстовыми комментариями на немецком и английском, что дает возможность даже далеким от темы посетителям погрузиться в материал.
А иногда просто отдохнуть, как этот утомленный искусством любитель прекрасного.
Отдыхающий посетитель
Вера Вайсберг, Гамбург