Группа ШАПКА: «Мы изучаем «человека в человеке»

С 19 по 30 июня в “Bottega Gallery” показывали  проект  “Перепроложитьгруппы ШАПКА”. Идея выставки основана на переосмыслении человеком  пройденного пути и переоценке ценностей. По мнению авторов,  “перепроложение маршрута поможет избавиться от истории прошлого опыта, который блокирует разум, и от ранее заготовленных шаблонов  поведения. Олеся Секереш и Александра Токарева согласились подробнее рассказать про новую выставку, обозначили  свое творческое кредо, а также  поведали  историю создания группы “ШАПКА”.

 

Елена Шапиро Вы из Мукачева, как вам удалось попасть на самый престижный конкурс PinchukArtCentre?

Олеся Это была чистая случайность. Я работала в Германии и параллельно училась в Закарпатском Художественном Институте. Приехав на сессию в Ужгород, я вместе с Сашей Токаревой и Ксенией Гальченко - третьей участницей группы “ШАПКА”, которая потом вышла из состава, увидела  объявление  о премии PinchukArtPrize. Мы решили подать заявку на конкурс, и попали в 20-ку номинантов. В PinchukArtCentre мы показали фотороботы  проекта "Жизнь", часть которого была показана на знаменитом европейском фестивале Мит-Ост в Ужгороде.

 

- Как сформировалась группа, и почему вы выбрали себе такое название – “ШАПКА”?

Саша Мы познакомились в Закарпатском Художественном Институте в  2005 году, где я проучившись на факультете живописи всего один год, а потом ушла и поступила в Киевский Национальный Университет Строительства и Архитектуры, это старое название КИСИ. Но, несмотря на смену ВУЗА, мы  с Олесей Секереш и Ксюшей Гальченко продолжали общение, создавая совместные работы. И в 2006 году мы решили основать группу “ШАПКА”. Название придумывали, перебирая много простых слов, и остановились на этом. Нам понравилось, что у  этого слова два смысла: первый это всем известный головной убор, а  второй связан с графическим дизайном, он означает "главное оглавление над оглавлениями".

 

- Расскажите, как выстраивались выставки группы “ШАПКА” – начиная с первых и до сегодняшней в Bottega Gallery.

Олеся и Саша Началось всё с  PinchukArtCentre. Это была первая большая выставка в Киеве, мы показали проект “Жизнь”, посвященный природе и экологии. Потом был проект “Мексиканка” и персональная выставка “Третий День”. Потом пошли групповые экспозиции, мы принимали участие в проекте “Женщины в мини” Наталии Филоненко, где показали своих бабушек-русалок. В проекте “Мир. Дружба. Жвачка” в Малой Галерее Мыстецького Арсенала мы обратились к теме, которую с вершины сегодняшнего дня можно назвать исторической. В 60-70х годах был юношеский чемпионат по хоккею между Канадой и СССР, и во время игры болельщики-канадцы сделали такой  жест  – выбросили в воздух сотни жвачек, а наши люди, для которых импортная жвачка это жуткий дефицит, набросились на них, в результате чего получилась страшная давка. Как это ни дико для нас сейчас, но в борьбе за жвачку погибло двадцать человек. Если посмотреть глубже, это тоже исследование человеческой реакции, пусть и абсурдной. Для нас, как для группы, характерно изучение “человека в человеке”, в принципе, все проекты “ШАПКИ” – это раскрытие потаённых механизмов страха, реакции, переоценки, размышлений, всего того,  что спрятано внутри человека – иногда это может проявляться через внешнее, как в проекте “Мир. Дружба. Жвачка”, а иной раз через внутреннее, как в проекте “Перепроложить”.

 

- Расскажите про идею выставки “Перепроложить”, вы связываете переоценку ценностей с темой ожидаемого в 2012 году Апокалипсиса?

Саша Я вообще не верю в Апокалипсис как в некое мгновенное переосмысление и откровение. На самом деле, мы бы вообще не связывали тему нашей выставки с Апокалипсисом, потому что сам процесс переоценки системы ценностей - поэтапный, он имеет место неоднократно, когда пересматриваются взгляды на жизнь. Для нас, как для группы, больше  характерен  интерес к внутреннему миру человека, это скорее исследование людской  психологии, как реакции на события внешнего мира.

 

- Ваши проекты “Мексиканка” и “Мир. Дружба. Жвачка” это рефлексия на  внешний мир, больше  скольжение по поверхности, чем углубление во внутренний мир.

Саша Может быть, это так, но все равно мы соприкасались с реакцией человека на внешнее, то есть проявление внутреннего через внешнее, в случае этих двух проектов – через стереотипы.

Олеся У нас еще была персональная  выставка Третий День в "Галерее на Институтской". Эта выставка - осмысление опыта экзистенциального переживания человека. В этом проекте была задета философская тема сотворения мира.

 

- Этот новый проект по сравнению с предыдущими, производит холодно-концептуальное впечатление, вы совсем не используете цвет, а форма максимально аскетична. Расскажите, какие материалы вы используете в проекте “Перепроложить”?

Саша Это модули  из папье-маше, сначала мы сделали матрицу, а потом наклеивали на основу бумагу, ушло очень много клея –  больше 100 литров. Процесс очень трудоемкий, когда бумага высыхала, мы  ее обрабатывали шпаклевкой, и шкурили наждачкой. Там еще и грунтовка, краска в несколько слоев… В общем, на ручную работу у нас ушло три месяца, и это при том, что нам очень помогли друзья.

  

- Вы так выстроили свою композицию, что с какой точки ни смотри – каждый раз воспринимаешь по-новому, несмотря на кажущуюся общую монотонность. Когда чуть меняешь угол зрения, сразу замечаешь, как    меняется порядок внутри рядов из белых модулей. Это и есть ваша трактовка переоценки ценностей как едва уловимого, но существенного сдвига внутри сознания человека?

Олеся и Саша Да, мы специально поставили аккуратные ряды, но при этом создавали эффект движения, беспорядка в порядке. Наша цель - помочь зрителю отстраниться от окружающей среды, медитативно созерцая инсталяцию.

 

- Ваш проект “Перепроложить” взаимодействует и с полом, и со стеной  галереи, расскажите, что для вас значит работа с интерьером ?

Саша Начиная любой из своих проектов, мы всегда в идеале представляем его в белом пространстве, где ничто не давит и не мешает, это "ноль-пространство". Если окружающая среда не помогает, то во всяком случае  она не должна нам мешать. Используемым контрастом является резкий угол в девяносто градусов: стена-пол, он создает у зрителя напряжение. Это метафора, вертикаль и горизонталь, которая говорит о перемене плоскости, в которой человек находится. Вообще же идея проекта в том, что мы говорим зрителю о процессе переоценки, который имеет место каждый день, суть в трансформации мысли, можно сказать, в перепрокладывании того пути, по которому движется мысль или идея, с одной формы на другую. 

Олеся Вот так и возникло название, его придумала Саша Токарева – “Перепроложить”… Тоже и в живописи, в больших холстах, которые мы написали вдвоем, идея здесь обозначена через тончайшие нюансы. Мы изобразили лист бумаги, который под воздействием воды меняет свою форму и цвет, но по-прежнему остаётся листом.

 

- В новом проекте вы органично совместили и живопись и объекты, это делает вашу экспозицию очень интересной.

Саша и Олеся Мы стремимся к такому подходу во всех своих проектах.

 

- Вы, наверное, слышали про закрытие выставок “Украинское тело” и “Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном Домике”. Вам как участницам  группы “ШАПКА” приходилось сталкиваться с цензурой?

Саша Мы аполитичны и асоциальны, наше творчество ближе к психологическому анализу, поэтому цензура нас до сих пор не касалась.

 

 

 

 

Елена Шапиро