Хамерман знищує віруси: «Настоящего артиста от публики отличают только охрана и сценический костюм»

Троллить журналистов, не отвечая всерьез на их вопросы, может себе позволить не каждый артист и художник. Нельзя сказать, что Вова и Альберт из группы «Хамерман знищує віруси» не выходят из образа – в жизни они совершенно обычные люди (ну разве что немного симпатичнее обычных людей) со своими заботами и привязанностями. Но все же их творчество от них самих неотделимо, их ироничные тексты и костюмы – это они сами, постмодернисты-декаденты (как бы они этого ни отрицали).


«Хамерман знищує віруси», как Буратино, созданы на радость людям. Все, чего они хотят – вместе с публикой веселиться и шутить над реальностью. Они – как разновидность постсовесткого барда, романтические герои нашего места и времени, неотделимые от контекста.

Бывшие врач и учитель, Альберт и Вова создали интеллигентскую группу. Они поют на языке советского интеллигента, коим явлется, конечно же, мат, о любви и смерти, о Хабермасе и Хайдеггере, о жизни в постсоветской Украине и сознательно не выходят за рамки своей узкой аудитории, которой, в основном, является немногочисленная украинская богема. Однако значение группы в культурологическом смысле намного больше: «Хамерманов» очевидно нельзя назвать чистыми музыкантами, они – междисциплинарное культурное явление. Балансируя на грани разных видов современного искусства – от перформанса до саунд-арта, «Хамерманы» создали оригинальный феномен современной украинской культуры. 

Альберт

Вова


Анна Цыба Группа существует с 1996 года – вы создали ее, будучи чуть ли не подростками. Вы растете, очевидно, и группа тоже. Как вы можете охарактеризовать развитие ваших текстов и саунда?

Вова Если вы посмотрите видео выступлений 1997-2000 годов, то заметите, что мне совершенно нечем заняться на сцене. Все потому, что тексты многих песен состояли из одной-двух фраз. Все остальное время приходилось чем-то себя занимать: ломать мебель, микрофоны, показывать жопу. Не потому что я считаю свою жопу достойной демонстрации, просто нужно было чем-то заполнять паузы. Поэтому после концертов организаторы нас часто ругали и не приглашали на следующие мероприятия. Так что отсутствию концертов на рубеже тысячелетий мы обязаны малому количеству текста в песнях. Сейчас текста стало больше. Альберт жалуется. Говорит, задолбал писать по 5 куплетов, из этого не получается боевик, получается унылая песня на 7 минут. Но по-другому высказаться на тему гендерной ассиметрии в языке, например, не получается. 

 

- А ваша аудитория –  это все те же лица, которые становятся старше, или она становится шире, несмотря на то, что вы априори адресуете свои визуальные и текстовые послания не всем?

Вова Она становится шире. Недавно смотрел фотографии своих друзей, которых помню худющими парнями. Теперь это жирные мужички. Да разве ж только аудитория. Вот Альберт говорит: «Из худого фаната Дэвида Боуи (который, как известно, всегда тяготел к образу дистрофика) я превратился в фаната Дэвида Боуи с животом. Какая ирония!» По поводу избирательного подхода к аудитории – это миф! Не всем адресуют свою продукцию Де Бирс и Бугатти, а наше шоу может понять любой человек со зрительными и слуховыми анализаторами. Я лично видел, как далекие от искусства люди (скажем прямо, это были офисные барыги), рассматривая фотографии сценических костюмов ХЗВ, складывались от смеха. Или вот дети. Аполлинария, четырехлетняя дочь Альберта, с удовольствием поет наши песни: «40 лет, 40 лет не ходите в туалет». Да, меняет слова, но я и сам меняю слова в любимых песнях. Вот, например: «Тортиллой вошла в мою грешную жизнь, Годзиллой ты ушла из нее…».

 

«Хочеться в Европу, просто нету слов! Но там не хочуть бачить українських биков»

ХЗВ, «Хочется в Европу»

 

- Визуальность ХЗВ сегодня, очевидно, самая яркая и зрелищная на украинской музыкальной и арт-сцене. Вас вовсю сравнивают с Леди Гагой, и даже частенько говорят, что вы и ее изобретательней. Как и когда вы пришли к этому сценическому стилю, ведь культ костюмов существовал у группы не всегда?


Вова Настоящего артиста от публики, пришедшей на его концерт, отличают всего две вещи: охрана и сценический костюм. Сразу видно, человек готовился, человеку не насрать. Даже если у вас нет голоса, или вы идиот, сценический костюм скрасит эти недостатки. Как только мы это поняли, оригинальные, придуманные для одного единственного шоу костюмы стали частью нашего творческого метода. 

 

Нам в подарок неизбежность – половая принадлежность. Мы невыбор этот пронесем через года. 

Видно это неслучайно. Мы подходим идеально: у меня есть, что влагать, а у тебя куда.

ХЗВ, «Половинки»

 

- Как вы подбираете костюмы? Вы выбираете просто самые аттрактивные и эпатажные образы или придерживаетесь некой тематической линии, логики развития образа?

Вова Костюм должен соответствовать заявленной на афише теме. Например, вы выступаете в Москве. Тогда это, естественно, должен быть костюм двухглавого орла с бутылкой водки в лапе...

 


Альберт Ну, это Вова сейчас утрирует, чтобы было понятно.

Вова В общем, люди должны понимать, что ты не просто напялил на себя первую попавшуюся трубку от унитаза (это была часть костюма в программе «Евроремонт»), или осьминога (как на шоу «Говорите ли вы по-русски?»  во Львове), а соответствующую случаю вещь. Тогда идея костюма будет резонировать и не придется тратить время на так называемый разогрев: когда мы только выходим на сцену, люди уже в экстазе! Это значит, костюм выбран удачно. Бывают недоразумения. На концерт, посвященный мегапопулярному в соцсетях косоглазому опоссуму Хайди, мы надели костюм из дохлых кроликов. Если вы хоть раз присутствовали на эксгумации кроликов, то представляете, как эти костюмы пахли. А пара девочек в зале (это нам потом рассказали) подумала, что это гламурный костюм, сшитый из шуб.

 

Селедку, помню, нужно было завернуть - меня у книжный завело шестое чувство.
В суперобложке томик Бердслея купил - и враз подсел на элитарное искусство.

ХЗВ, «Элитарное искусство»

 

- Есть ли в современном искусстве источники вашего вдохновения – направления, персоналии, работы?

Вова Все перечисленное выше касается только методологии. Я, например, очень люблю кино. Кино я смотрю часто и помногу. Мой рекорд – «Малхолланд драйв» три раза подряд с ручкой и блокнотом: искал разгадку. Так вот, все это нужно было куда-то девать, и я придумал, что персонажи пьесы для «Эпохального альбома «КУЙ!», который скоро должен выйти» будут говорить фразами из фильмов. Про вдохновение мне, к сожалению ничего не известно.

 



Альберт Мне тоже, кстати. Работы, персоналии, направления — это всё идет скорее по части метода, инструментария. А вдохновляет, как бы пафосно это ни звучало, «сама жизнь». За ХЗВ с подачи кого-то из фанов закрепилось определение «самая адекватная группа Украины». Мне кажется, это даже не натяжка: выступать в, скажем, садо-мазо костюме с огромным «кавэлыком» колбасы на голове в нашей стране — гораздо более адекватно окружающей действительности, чем петь стильный прозападный фанк-соул, как «Бумбокс». Вот петь соул в Украине — это чистый эскапизм, попытка сбежать от реальности. Наши песни, костюмы, шоу — это во многом способ реагирования на действительность, пусть и немного причудливый. Просто большинство, когда их колют иголочкой, сокращаются и заползают в раковину (т.е., гневаются в соцсетях), а в творчестве, если они творческие люди, ориентируются на образцы, как можно более удаленные от того, что происходит вокруг. А мы, когда нас колют, становимся фиолетовыми и надеваем на голову осьминога.

- Одни вас называют текстоцентричной группой, кто-то, наоборот, воспринимает скорее как перформеров. Что вы видите определяющим в своем творчестве – музыку, текст или перформативность?

Вова Ну это как спросить у католиков, как они воспринимают супружеские отношения: как наслаждение или как возможность продолжения рода. Хотя вроде им уже разрешили пользоваться контрацептивами… То есть, я бы не стал выделять какой-то аспект как основной. Для меня, например, важно, какую музыку напишет Альберт. Понравится ли она мне. Важно, напишу ли я хотя бы еще один текст, который меня устроит, или не напишу: я не знаю, как пишутся тексты, и реально боюсь, что это вдруг прекратится, и я смогу писать только рекламу на работе. Но это все равно не ответ… Ответ – это незнакомые люди, которые знают наизусть все песни, а после концерта говорят, какое фантастическое шоу они сегодня увидели.  

 

«Мечтав я в детстве стать артистом, но батько мне не розрешив.

Сказав, шо все они пасивные - и музыканты и певцы»

ХЗВ, «Артист»

 

- Как вы определяете себя, кто вы в первую очередь – музыканты или все же современные художники? Вы ощущаете себя субъектами украинского современного искусства?

Вова Ну я-то точно не музыкант. И не художник, и, конечно же, не поэт. И еще я очень далек от всего украинского. Меня интересуют процессы вообще, а не привязанные к конкретной географии. Но на деле получается по-другому: Родина не отпускает, постоянно напоминает о себе и это прорывается в творческих актах. Но, несмотря на это, ХЗВ находится вне укрсучартовского поля, что, конечно же, очень странно: до сего момента мы являлись друг для друга параллельными реальностями, хотя дискурсивно очень близки. Но теперь ART UKRAINE написал о ХЗВ большую статью, и мы надеемся, что скоро на этот вопрос можно будет ответить как-то более конкретно. 

 

Прослушать или скачать песни ХЗВ можно здесь.

 

Фото: из личного архива Вовы и Альберта

Анна Цыба