«Хочется верить»

Об экстатичности, чувственности, единстве, мастерстве и творческой синхронности, а также о том, чем Арсенал лучше "Украинского Дома" - в интервью с львовскими художниками Олегом и Людмилой Давиденко.


На Contemporary Art Kiev присутствуют работы гениальные, легендарные, знаковые, раскрученные, умные, милые, жуткие и забавные. Есть и просто дорогие. Но наиболее драматичной, пожалуй, можно назвать экспозицию львовян Олега и Людмилы Давиденко под названием «Он и Она». Пройти мимо неё – невозможно, цельностью и концентрированностью высказывания она приковывает внимание всерьёз и надолго.

История со скульптурами Олега, как бы перерезанными шнурованными подрамниками, и живописью Людмилы та же, что с «Хазарским словарём» Милорада Павича: все исходные данные те же, только конечная форма почему-то разная в «мужской» и «женской» версиях.  Технику их тоже впору назвать павичевской: Олег колдует с промышленным материалом, доводя его до кондиции вулканической лавы, которая «застывает» в цельных фигурах, Людмила умудряется в цельной фигуре на полотне проложить маслом такое количество лабиринтов, что исходная её стабильность оказывается под вопросом. Возможно, поэтому картины в основном изображают единичного человека, а скульптур в оригинальных «струнных» подрамниках Олега чаще двое, и они ставят зрителя перед вопросом, что произойдёт из их экстатичной коммуникации – творение или катастрофа?

За плечами обоих супругов Давиденко – Миргородский керамический техникум, Кокчетавский фарфоровый завод в Казахстане и факультет художественной керамики Львовской академии искусств, после которого Олег окончил ещё и факультет монументально-декоративной живописи. В Львове он увлёкся барочной скульптурой Иоганна Пинзеля. «Наезжал в Олесский замок и рисовал, просто дышал и жил этим, - рассказывает Олег. – Заострённые черты, акцентированные связки, деформированные контуры – всё это, когда я вернулся к предметности, «вылезло» из меня». Выпускник академии расписывал церкви в Червонограде, Черткове и селе Свердлово Одесской области, теперь же за плечами Олега - дизайн интерьера отеля, ресторанов, бистро, салона красоты и даже магазина обуви. Ведь, хотя работы творческой четы и находятся в частных коллекциях Украины, Польши, России, Германии, Канады, США и Японии, покупают их не так часто.

- На Contemporary Art Kiev вы получили какие-то предложения?

- Предложений интересных масса, но конкретных сделок пока не произошло. Конечно, когда картина стоит, как двухкомнатная квартира, нужно или очень раскрученное имя, или совет знающего человека. Нужно вжиться в свою цену. Но мы уже получили в Киеве нечто крайне важное – искреннюю реакцию людей, которая даёт силы и уверенность в себе.

- А как вам новое помещение, Арсенал?

- Площадка просто фантастическая. Это победа всего украинского искусства, это подарок всем художникам! Особенно людям, которые живут и работают в провинции и не имеют возможности показать себя – этот колоссальный объём даёт надежду, что и у нас всё будет хорошо… Что мы выживем в этом мире и в этой стране и сделаем много хорошего. Хочется в это верить!

- В Украинском доме на первом этаже выставлялись самые модные галереи, а выше люди часто и не поднимались…

- Да, мне была неприятна история с теми тремя этажами. Первый «процеживал» зрителя, как бы готовил его к дальнейшим боксам: мол, вот так, как у нас – так должно быть, а дальше всё чепуха. Мне здесь нравится, что мы здесь все на одном уровне и на одной земле, и реально зритель может оценить, кто чего стоит в действительности, несмотря на имена. Мне это импонирует.

- А имена-то всё равно одни и те же!

- Это уже проблема галеристов, почему никто не захотел удивить общественность, а просто выставили бренды, которые уже стоят денег. Киевляне ведь устали от этих лиц и всех этих образов и картин. «Актуальное искусство», реалии, превратили в попсу, китч… А у коллекционеров же в запасниках столько интересных, но неизвестных пока работ! Но они не сделали этот шаг навстречу людям.

- Как же можно «раскачать» галереи и коллекционеров, чтобы они перестали эксплуатировать одну и ту же ситуацию?

- Как обычно, нужен стимул. Объявите конкурс, со стипендиями, чтобы привозили действительно что-то новое и интересное в экспозицию. И уровень события сразу поднимется – поверьте, не нужно даже никаких биеннале!