Художественный алфавит: ярмарка abc в Берлине
Сентябрь в Берлине «жаркая пора» не только потому, что начинается новый выставочный сезон и многочисленные институции презентуют свежие проекты, но и потому, что в городе одновременно проходит три ярмарки современного искусства и Berlin Art Week, в программу которого включена 21 выставочная локация. Две из трех ярмарок, проходящих в это время в Берлине – PREVIEW BERLIN FAIR и abc art berlin contemporary также являются частью Berlin Art Week. Подробнее о том, что представляет собой abc art berlin contemporary в материале Екатерины Филюк.
Формат ярмарки зачастую не предполагает экспериментов, скорее это смотр последних достижений, к которому галереи тщательно готовятся, подбирая лучшие работы и тщательно прорабатывая экспозицию. Эту аксиому опровергает abc art berlin contemporary, попав на которую человек несведущий сразу и не поймет, что это ярмарка. Во-первых, abc – это частная инициатива девяти берлинских галерей, во-вторых, не существует никакой процедуры подачи заявок, организаторы сами отбирают и приглашают галереи со всего мира, которые, на их взгляд, в наибольшей мере отвечают требованиям заявленной темы.
В этом году фокус был сделан на персональные проекты, т.е. каждая из 133 галерей должна была представить один проект одного художника. Лайн-ап получился впечатляющий: Джульетта Аранда, Анника Эрикссон, Дэвид Линч, Герман Нитш, Тони Оурслер, Сантьяго Сьерра, Риркрит Тиравания и др.
Когда попадаешь в большое светлое здание Berlin Station (с 1875 по 1907 Дрезденский вокзал, потом – почтовая станция), создается впечатление, что это вовсе не ярмарка, скорее биеннале или большая международная выставка – отсутствуют так называемые боксы, в которых обычно презентуются галереи, в залах проходят перформансы, представлено множество site specific и time based works, каждый час зрители могут поучаствовать в дискуссии, послушать лекцию или пообщаться с художником. Чтобы избавиться от традиционной формы презентации галерей на ярмарке, abc пригласили архитектурную студию Мануэля Редера, которая создала легкие конструкции, пригодные для вторичного использования и переработки, воплотив таким образом в жизнь столь модный на западе (но с трудом переводимый на русский язык) тренд sustainability.
Учитывая, что на ярмарке было представлено около 120 персональных проектов художников со всего мира, описать и проанализировать даже десяток из них представляется затруднительным и требует отдельного обзора. Однако нельзя не остановиться на нескольких художниках.
Галерея Crone
Одна из работ, которые прекрасно передают настроение и общую направленность abc, представлена берлинской галереей Tanja Wagner. Инсталляция Паулы Допфнер представляет собой подвешенный брикет льда, в глубине которого находится написанный от руки текст о миндалине. Считается, что это часть мозга человека отвечает за эмоции, а неправильное функционирование миндалины приводит к депрессии, аутизму и фобиям. По мере того, как лед тает, появляется призрачная надежда прочесть текст, но клочок бумаги размокает, буквы растекаются, и содержание послания остается неизвестным. Это – time based work, работа, которая существует и развивается во временном измерении. Именно этот принцип динамизма, развития и заложен в основу концепции abc 2013. Пространство ярмарки из места, где продают и покупают искусство, превращается в зону обсуждения, эксперимента, действия. Свидетельством тому может быть проект Джерси Сеймура для галереи Crone под названием «Новые грязные предприятия». Сеймур изготовил картонные коробки для пиццы с инструкцией о том, как организовать бизнес по приготовлению и доставке пиццы. Любой желающий мог взять коробку и тем самым получить лицензию или, как сейчас модно говорить, франшизу на новый бизнес.
Галерея Tanja Wagner
Независимое выставочное пространство из Парижа Шанайнай представило на abc инновационный выставочный формат – «Грядущие выставки». В холле ярмарки для них было сконструировано специальное пространство-сцена, где каждые 2 часа появлялся новый выставочный проект, предложенный одной из 14 независимых арт-инициатив со всего мира. Шанайнай опирались на прецедент выставки Il Tempo del Postino Ханса Ульриха Обриста и Филиппа Парено, где основным параметром было время. И в том и в другом случае художнику, вовлеченному в проект, в большей степени приходилось иметь дело не с пространством, в котором следовало расположить свои работы, а со временем.
Выставочное пространство Шанайнай. «Грядущие выставки»
Кажется, что именно время стало основным лейтмотивом abc 2013. Во всяком случае, ярмарка получилась очень динамичной и постоянно меняющейся. Что сделало единичное посещение практически бессмысленным, потому что за разворачиванием или сжатием работ во времени просто необходимо было следить, фиксируя различные оттенки смыслов и соотнося себя с происходящими процессами.
Екатерина Филюк