Художник как... Или выставка Р. Котерлина M ∞ Psyche в Я Галерее

В арт-центре «Я Галерея» в Киеве снова открылось две выставки – M ∞ Psyche Ростислава Котерлина (на Хорива, 49Б) и Ecce Homines Евгения Равского на Волошской 55/57. Мы же остановимся подробнее на проекте Ростислава Котерлина.

По словам самого автора, текущая выставка – это идейное продолжение перформанса «Плачь», поставленного на Неделе актуального искусства в Львове 4 сентября 2009 года, в ходе которого автор сжигал собственные рисунки-парафразы работ Ван Гога, Малевича, Пикассо, Уорхола и Дюшана, втирая пепел в кожу. Специально для перформанса Котерлин изготовил портретные маски 6 знаковых для него художников. Впоследствии именно эти маски стали основой текущей выставки.

Выставка в "Я Галерее"

Уорхол. 2010

Малевич. 2010

В культуре существует давняя традиция использовать образы определенных ключевых фигур – либо в качестве «гигантов», к которым влезают на плечи, авторитетных арбитров, либо образцов для нападок и критики. В ситуации, когда все уже сказано, и, тем более, показано, невозможно избежать сравнений и отсылок к уже прошедшим периодам, направлениям и концепциям; всякое «новшество», даже если не будет представлять собой попурри из обрывков прежних историй, неизбежно будет оценено в ключе монотонного циркулирования художественных метафор. Вопрос лишь в том, каким образом они будут использоваться.

 

Ван Гог. 2010

Бойс. 2010

Архипенко. 2010

Для Ростислава Котерлина фигуры Ван Гога, Малевича, Пикассо, Бойса, Уорхола, Дюшана и Архипенко, кроме, конечно, личной значимости, выступают скорее как примеры авангардного тождества жизни и художественного процесса.

Мечты об обществе, в котором надобность в искусстве отпадет, ибо сама жизнь, благодаря новой чувственности, будет тем, что мы называем искусством, давно канули в небытие, вместе с эпохой утопических культурных проектов. Революция вряд ли состоится. Куда более важным в постмодерном партикулярном мире является вопрос личного проекта человека, процесс конструирования собственной идентичности, не последнюю роль в котором играют телесные и творческие практики. И упомянутые фигуры предоставляют простой пример целостности личности.

Дюшан. 2010

Пикассо. 2010

 

Посетители выставки в "Я Галерее"

 

Фото Максим Белоусов