Игорь Гусев: «Иногда говорю себе: вставай с дивана, лентяй, и иди работай!»

7 февраля в арт-центре «М17» открылась персональная выставка известного одесского художника Игоря Гусева «Симулятор снежности».

 

Игорь Гусев. Фото: Максим Белоусов

- Игорь, расскажите, пожалуйста, о вашей новой выставке «Симулятор снежности»:  об основной идее проекта, его названии.

- Этот проект был сделан очень быстро – всего за два месяца. Леша Титаренко (куратор арт-центра «М17») давно приглашал меня сделать проект. Он оказался человеком настойчивым, и оперативно решил все организационные вопросы с моим галеристом.

Изначально я хотел вообще отказаться от концептуального подхода. Отойти от всех этих неймов, брендов. Хотелось уйти в сторону некоей неопростоты, протопростоты. Вообще, у меня была первоначальная идея назвать выставку «Свежий снег» - просто и чисто. Но потом рабочее название трансформировалось в «Симулятор снежности».

На самом деле, это же contemporary art – здесь главное идея. Я подумал, что если центральная идея проекта – это зима, тема Крещения, то тема снега и всего, что его окружает, будет отлично работать…

Экспоозиция в М17

- То есть, изначально проект планировался ко дню Крещения?

- Да, потом дата открытия сдвинулась, но центральная тема осталась. Вообще, сроки – это отличная вещь. Художники – несистемные люди, они не хотят работать каждый день, а дедлайны заставляют укладываться в срок, требовать от себя больше.

 

- А вы требовательный к себе человек?

- Скорее, да. Бывает, говорю себе: «Давай, лентяй, вставай с дивана и иди работай».

Я по-настоящему «включился» в проект, когда начал готовить работы на листах жести.

И во время работы над проектом я слушал радио. Живопись писал под транс, а вот взявшись за работы на жестяных листах, как-то сразу переключился на хард-рок.

- Чем была продиктована такая четкая смена фона? Другая поверхность? Другие ощущения?

- Вообще все новое – это был первый раз, когда я делал такие работы.

 

- Вас называют очень одесским художником. Вы сами говорите, что художники всегда происходили из определенной среды, что в немалой степени обуславливает их творчество. Насколько сильно, по вашим ощущениям, вы обусловлены средой, в которой живете?

- Это, скорее, некие стереотипы. Есть бренд «Одесса» - это Привоз, Юморина, и т.д.…

Так получилось, что я живу в Одессе. Но никакого влияния «одесской среды» я не ощущаю. Мне вообще кажется, что весь мир – это Одесса, хотя, люди из других городов, конечно, отмечают и иронию, и некую расслабленность одесситов.  

Вот в Москве, допустим, люди страшно напрягаются, и все заработанные деньги тратят на то, чтобы восстановить потраченную энергию и здоровье. А в Одессе я ощущаю, что пребываю в балансе.

Игорь Гусев. Ортодоксы

- Кроме того, что вы художник, у вас есть и кураторский опыт, и тоже очень контекстуальный, «местный» - достаточно вспомнить уже закрытую одесскую Norma Gallery. Эта деятельность была продиктована какой-то внутренней необходимостью или скорее стечением обстоятельств?

- На самом деле мы очень долго и осознанно пытались создать в Одессе некую такую территорию искусства. Все началось с того, что один мой одесский знакомый хотел поставить деревянный дом в районе 2-го одесского кладбища. И одесский художник Сергей Зарва сразу придумал, что там должна быть галерея «Избушка».

Потом тот же мой знакомый помог организовать напротив моей одесской мастерской подвальчик, где мы и начали устраивать выставки. Norma Gallery неоднократно открывалась и закрывалась. Эта форма работы просуществовала так долго, потому что это было бесплатное для нас помещение. Мы иногда продавали работы других художников, но никогда не брали процентов, так что это действительно было не коммерческим предприятием, а внутренним желанием делать то, что мы делали.

 

- Расскажите, как вы для себя определяете сегодняшнее время в искусстве. Какое оно, по-вашему? Как вы его ощущаете?

- Сегодня, на мой взгляд, время некого глобального нео-попа. Это плоды эпохи постмодернизма. Это время, когда каждый человек может сфотографировать что угодно на телефон, выложить на любой интернет-площадке, моментально собрать отклики и комментарии – одним словом, донести до людей то, что он хотел. Выйти в глобальный мир стало возможно просто одним кликом.

Сегодня каждый – художник, каждый – поэт, каждый – писатель и певец. Я считаю, что это в целом хорошо…  

Игорь Гусев. Тандем

- Как это влияет на искусство? Ведь с приходом цифровой эры искусство стало вызывать значительно больший интерес со стороны массового зрителя, стало «открытее» к нему, разве нет?

- Это очень интересный вопрос. Мне кажется, изменились критерии. Допустим, живопись, которую я делаю сегодня, 10-15 лет назад с большой вероятностью бы не прочлась. Изменилось отношение и к технике высказывания – сегодня фотографичность изображения становится все менее важна, мы пресытились идеальными цифровыми изображениями, они стремительно теряют свою ценность. Пришло некое переосмысление искусства. Живопись должна быть живописью: свежей, живой, с подтеками краски, с корпусностью.

 

- В одном из интервью вы говорили, что украинское искусство пребывает в кризисе самоидентификации: мы мечемся между «шароварщиной» и западными клише. Как вы себе представляете этот путь к поиску идентичности: происходит ли он, по вашим ощущениям?

- У меня два ответа на этот вопрос: «да», происходит, но «нет», этого никто не видит.

Потому что критерии восприятия искусства в украинском обществе совершенно иные, чем те, что существуют во всем мире. Потому что если во Франции люди с раннего детства видели абстрактное искусство, то у нас это в лучшем случае был критический реализм, или вообще ничего. Таким образом, сформировались те самые устаревшие критерии, от которых нам предстоит уходить – устойчивое мнение, что есть хорошо и что есть плохо.

Но сегодня уже приходит новое поколение, которое понимает, что пришло новое время, в котором уже нельзя мыслить старыми стандартами.

Игорь Гусев. Уикенд президента

- А вы ощущаете, что внутри этого нового поколения вырос некий новый пласт украинских художников?

- Они растут. Но хотелось бы, чтобы кто-то активнее дышал в спину.

 

- Пока не дышат?

- Дышат, но все больше в свои плееры и айфоны… (Смеется).

 

- А может, сегодняшние молодые украинские художники просто идут несколько иной дорогой? Все они сегодня смотрят на глобальный арт-рынок, и хотят ощущать себя его частью, часто даже минуя украинский контекст.

- Возможно. Конечно, хотелось бы какого-то диалога... У сегодняшних молодых художников, несомненно, серьезные амбиции. Некоторые из них всерьез обещают «порвать этот рынок». Я только за. Правда, было бы страшно интересно, если бы вдруг появилось много хороших художников. 

 

 

Анастасия Платонова