Игорь Подольчак. Зеркало для Я
28 мая в Киевской городской галерее искусств "Лавра" в рамках фестиваля "I love Kyiv-2011" откроется выставка графических работ известного украинского современного художника и артхаусного режиссера Игоря Подольчака, которая продлится до 3 июня. Киевские интеллектуалы и ценители искусства также смогут посетить открытые публичные показы первого полнометражного художественного фильма Игоря Подольчака - "Las Meninas", представлявшего Украину в конкурсной программе Роттердамского кинофестиваля. Сеансы фильма будут проходить ежедневно в 12.30 и 17.00. Исключение - 28 мая, когда сеансы запланированы на 12.30 и 14.30. Также в программе мероприятия - анонс нового полнометражного фильма режиссера - "Delirium".
Игорь Подольчак
Я – это что? Неужели всего-лишь биография, родословная, социальные связи, бесконечная коммуникация и безостановочное потребление, помноженные на несколько десятков прохождений календарного цикла? И только? Хорошо, тогда сделаем еще конкретным время, в котором все это живет, добавим актуальную повестку информационного шума, ключевые вызовы современности и прочие бесчисленные проблемы всего прогрессивного человечества. И что, это и будет мое Я? Нет, это будет моя биография в общем историческом контексте, расстраивающая меня еще больше – ведь мир перенаселен биографиями, а контекст историями. Но если биографии и прочее представлено 7 миллиардами вариантов исполнения для каждого из жителей нашей планеты, то Я все-таки в гораздо меньшей степени тиражно, что нам и доказывали весь прошлый век вдумчивый ветхозаветный старец Зигмунд Ф. и его почти евангелистический оппонент Юнг, второй по-настоящему великий Карл после Маркса.
Но тогда Я – это что? Допустим, просто тело, не имеющее биографии, для которого внутреннее время (детство-зрелость-старость) имеет гораздо большее значение, чем внешнее – и все великие события происходят наоборот. То есть, не во внешнем мире, а во внутреннем, где главным ньюсмейкером служит обычная физиология. Плюс то, как психика регистрирует всё это. Тогда Я – это семья, которая для меня больше иного мира. Я – это декорации, архитектура и интерьеры, в которых происходит моя жизнь. Я – это мои страхи, непонятно откуда взявшиеся привычки и невозможность их нарушить.
Тело, семья, декорации, страхи – вот основной лейтмотив творчества Игоря Подольчака, уже 30 лет производящего художественные высказывания преимущественно на тему «Я». Вначале с помощью графики, смешанной техники, фотографии, живописи, а с 2006 года на киноязыке – полнометражная игровая картина «Las Meninas» представляла Украину на Роттердамском фестивале-2008, в мае 2011 года завершена работа над вторым художественным фильмом, «Delirium».
Если Я – это тело, то что происходит с Я, если это тело теперь вдруг инвалид? Или у него нет головы? Или оно гермафродит? Или оно статуя? Или оно вообще мертвое? Но идем дальше, как долго оно мертвое? Что теперь значат для него страхи моего Я? Что сейчас является кошмаром, а что искушением? И что насчет декораций? А если Я – это теперь два тела? Продолжать можно бесконечно.
Если не рассматривать Подольчака в контексте его кураторской и акционисткой деятельности, осуществляемой совместно с Игорем Дюричем под вывеской «Фонда Мазоха» в 90-х годах, то, вероятно, главным художественным приемом его творчества является тотальный отход от категорий актуального времени и отказ от проистекания событий. В его работах – от офортов до фильмов – время перенесено внутрь, а вместо событий и происходит Я.
Казалось бы, если говорить про Подольчака и современное искусство, то это все-таки про «Фонд Мазоха», прославленный акциями «Мавзолей для президента» (портрет Л.Кравчука в трехлитровой банке со смальцем, установленной на газовую плиту), Аrt In Space (первая в истории человечества выставка изобразительного искусства в космосе), «Великие художники ХХ века» (от Гитлера и серийных убийц до Саддама Хуссейна вперемешку со свадебным альбомом американских бандитов Бонни и Клайда – выставка, которую не только тогдашний культурный вице-премьер Жулинский снял с Венецианской Биеннале 2001 года, но и лондонская «The Lux Gallery» была вынуждена досрочно закрывать из-за возмущения публики).
И как художник, и как режиссер Подольчак современен больше по отношению к Я, чем к конкретному времени с его историческим контекстом. Но все же Подольчак существует не параллельно современному искусству, а продолжает жить в самой его сердцевине – хотя бы за счет постоянной смены технологии творчества. Его эстетика остается неизменной, просто выражается она разными способами – как только они становятся доступны.
Графика в 80-е годы и фотография в 90-е, всегда с авторской печатью, уникальная технология смешанной техники, экспериментальная живопись, видео-арт, а дальше, как известно, кино. Если появится что-то еще, Подольчак обязательно воспользуется и этим. И как художник, и как технолог – он лично занимается производством, доводя любой свой художественный продукт порою до избыточного, перфекционистского, уровня качества. Выражаясь на сленге фотографов, Подольчак – это Leica. Сначала непостижимое и недостижимое для многих техническое качество, потом эстетические эксперименты – раз технология совершенна, то можно позволить себе все.
Технологии – это вообще конек Подольчака. В его львовской мастерской, где RAID-массивы для кино и «макинтоши» для монтажа соседствуют со станком для офортов и мольбертами, уже десять лет стоит почти законченная картина размерами с оконный проем в «Мыстецьком Арсенале». «Почти» потому что художественная ее часть завершена, а про технологическую Подольчак еще думает, как это сделать. Ручная цветокоррекция фильма «Delirium», который будет показан в текущем году, велась в буквальном смысле этого слова по кадрам, коих в секунде, извините, двадцать пять. Конкретный технологический процесс превратился в художественный – каждый стоп-кадр теперь полноценная картина. Какие-либо компромиссы на этот счет обсуждать с Подольчаком бессмысленно.
Впрочем, как и требовать у него объяснений на предмет манеры творчества, насчет гениталий и тел, живых и мертвых, лишенных конечностей, переплетенных с архитектурными деталями...
Публика, либо откровенно вскормленная соцреализмом, либо не замечающая все эти аберрации в своем взгляде и потому не вынувшая из зрачка осколок кривого зеркала, разбитого злым троллем, не может не воспринимать творчество Подольчака буквально – раз нарисовано тело, то значит, это тело. И, применительно к знаменитой присказке, приписываемой Фрейду, про то, что «сигара иногда это просто сигара», фаллос и вагина на работах Подольчака у нас почти всегда воспринимались как фаллос и вагина.
На Западе, где Подольчак востребован в гораздо большей степени, чем в Украине (его работы находятся в 26 музеях и публичных коллекциях) в его творчество «въехали» быстрее, чем у нас, что обусловлено и универсальностью художественного языка, и другой культурной традицией. Для нас понятие инвалидности, ущербности, уродства – это почти всегда чисто физиологическое явление, поскольку о тонкостях человеческой психики и непоправимости тех же детских травм, нарушений сексуального поведения в наших широтах традиционно не принято было говорить. Тем более, выражать художественно. И то, что в творчестве Подольчака на пост-советской территории воспринимается буквально, человек западной культурной традиции видит как метафору.
Феномен ведь в том, что Я, с которым работает Подольчак, это не его Я. Вернее, не только его Я. Каким-то совершенно неуловимым образом его частное оказывается общим – пытаясь объяснить и понять какую-либо его работу, вдруг понимаешь, что смотришь в зеркало, в котором отражается твое собственное Я. И это единственное объяснение, которое имеет значение применительно к работам Игоря Подольчака. В каком-то смысле он зеркальных дел мастер и каждый, заглядывающий или подглядывающий в них, увидит ровно то, что он способен увидеть. Проще говоря, амеба увидит амебу, извращенец – извращенца, а Карл Густав Юнг – Карла Густава Юнга.
Эти эксперименты можно ставить над собой с 28 мая по 3 июня в киевской галерее «Лавра». В рамках фестиваля «I Love Kiev 2011» состоится открытый показ фильма «Las Meninas» (в 12.30 и 14.30 28 мая, а с 29 мая по 3 июня «Лавра» организует бесплатные показы фильма ежедневно в 12.30 и 17.00), а также, впервые за долгое время в Украине, будут экспонироваться графические работы Игоря Подольчака и еще несколько его фотографий и картин в смешанной технике.
Но преимущественно все-таки офорты – прежде всего, художественной целостности ради. Ведь то, с чем в 2006-2007 годах Подольчак эстетически разобрался в «Las Meninas» через зеркала, возникло двадцатью годами ранее – оттиском с пластины. Отражением, которое само стало зеркалом. Зеркалом, где и можно посмотреть на Я.
Все фото – Дмитрий Белянский
PS – виртуальный каталог выставки: http://issuu.com/podolchak/docs/podolchak_catalog_june_kyiv?mode=embed&layout=http%3A%2F%2Fskin.issuu.com%2Fv%2Flight%2Flayout.xml&showFlipBtn=true