Игорь Ступаченко: «Замысел возник тогда, когда я познакомился с пространством экспозиции»

…Крым, Байдарская долина, поместье Календы, творческая резиденция «КалендАрт». Первым проектом, с которого резиденция, собственно, начала свою деятельность, стал арт-проект «Траектория», который осуществляли художники, под руководством Олеси Авраменко, с легкой руки мецената Дмитрия Зусмановича, с 28 мая по 10 июня.

…С Игорем Ступаченко, художником, автором концепции и технического решения проекта «Траектория», беседовали, сидя на европейского вида деревянной лавочке – ранним вечером, под жужжание сумеречных ленивых насекомых, после ужина, после бокала-другого белого крымского портвейна. Дневная работа была сделана, и Игорь Ступаченко говорил неторопливо о пленере и «Траектории», любуясь далекими и близкими в прозрачном сладком воздухе горами в синей дымке.

Игорь Ступаченко, автор концепции и технического решения проекта "Траектория", со своей работой "Архитраектория" 2012. Фанера, акрил. 150х150; 90х140;d 87. Объект из проекта «Траектория». Концепция проекта – Игорь Ступаченко. Куратор – Олеся Авраменко. Резиденция «КалендАрт», с.Подгорное, Байдарская долина, Крым, Украина


Инга Эстеркина Единственная работа, которую я пока что видела готовой – это работа Евгения Добровинского. Вот эта качающаяся часть – напоминает о маятнике, а маятник, соответственно – о времени.

Игорь Ступаченко То, что качается, является маятником – естественно, ведь современный человек теперь не встречает в жизни качающихся деталей. В основу замысла были положены геометрические фигуры, и что-то круглое в подвешенном виде, конечно, напоминает маятник. О своей работе Добровинский рассказал сам, наверное. А существует Женя, надо сказать, в эксклюзивной ситуации – у него огромный опыт владения любыми обстоятельствами, любыми заданными параметрами в области искусства – в любом жанре, в любом виде. У Жени Добровинского есть талант определения. Он может эпатировать, принимать шокирующие решения. Даже я не всегда был удовлетворен какими-то его изобразительными решениями. Но потом понял - такое его нутро как творческой личности: он не живописец, не график, он – человек, который в себе интегрирует процессы творческого начала. И это современный подход – я считаю, что сейчас художник должен быть интегрирован в любое поле деятельности, туда, где он может максимально проявить себя. Это и есть творчество. Женя – именно такой человек. И у него безукоризненный вкус. И делает он вещи, иногда спорные, но неизменно в поле эстетики.

 

- Ваш комментарий к проекту «Траектория» особенно важно получить, потому что вы его автор.

- Скорее, по сюжету я назначен автором, в связи со всем событиями вокруг этой инициативы – первого проекта «КалендАрта». Нужно было определить, что можно сделать на взмах, быстро и эффектно, чтобы максимально соответствовать ситуации.

Что в этом проекте главное?

Не то, что будет нести каждый из этих объектов, а то, что все они должны быть привязаны к будущей экспозиции, к пространству «Бригантины». Это главное – сработать на возможность необычной презентации. Максимально сработать на пространство, в котором окажутся созданные нами артефакты. Спровоцировать тех, кто придет за художественным впечатлением. Замысел возник тогда, когда я познакомился с пространством экспозиции.

 

- Насколько я понимаю, художники получили некие параметры – задан формат, к примеру.

- Мне показалось интересным сделать так, чтобы художники максимально поработали с выбранным форматом – изображение должно быть вписано в квадратно-сферически-круглый тройственный объем. Идею мы оговорили с кураторам Олесей Авраменко, и представили организатором «КалендАрта», и теперь движемся таким путем.

 

- Уже сейчас интересно, на этом этапе, когда до презентации осталось еще три дня.

- Если неинтересно, нет никакого смысла вообще запускать эту птицу. Традиционные пленэры неинтересны, как обычная птица, как воробей, на которого мы даже не посмотрим. Нужна друга птица…

 

- Жар-птица…

- Может быть, не жар-птица, а какая-то диковинка, которая попадет нам в поле зрения – вот чего бы хотелось.

 

- С Олесей Авраменко, куратором нынешнего пленэра, вы давно знакомы, давно работаете вместе, вместе делали знаменитые гурзуфские сезоны…

- Да, не один пуд соли съели вместе. Я вообще считаю, если мы сейчас вспомним то, что было сделано именно здесь, в Крыму, - то это уникальный опыт самоопределения художника в природной среде. Место, дух, воздух, природа, идея – все эти вещи начинают работать вместе. Художник, как правило, живет в мастерской, существует в определенном пространстве, а тут он получает иное поле деятельности. В данном случае, здесь, в Календах, просто фантастическое поле деятельности, инфраструктура этой природы какая-то итальянская, швейцарская – даже не знаю, какие параллели провести… И это срабатывает с удесятеренной силой. У нас с Олесей есть десять лет опыта крымской работы с самыми топовыми художниками Украины, через наши гурзуфские сезоны – уже можно сказать – знаменитые, прошла обойма практически 80% художников, которые сейчас делают погоду в современном искусстве. Я говорю о поколении, которое имеет уже свое имя, и свое лицо. И все они шли на крымскую природную провокацию. Главное – дать художнику материал, дать идею, дать возможность реализовать идею в любых параметрах.

 

- Теперь и у вас, и у Авраменко новая страница – «КалендАрт»…

- Прекрасная новая страница, - по аналогии с полиграфией, - отлично читается, хорошо издана. Как во всякой хорошей книге, все тут совпало – и качество печати, и бумаги, и содержания. Я вижу Календы как уникальную книгу, которую взяли в руки и перелистывают первые ее страницы, которые мы написали. Место фантастическое. Каждый день уникален, и каждый из них хорош. Как страница хорошей книги. Приятные люди окружают, и постепенно открываешь в себе самом какое-то новое начало.

 

- Игорь, теперь принято говорить о роли куратора – подрезают они, якобы, художникам крылья…однако мне кажется, что у Олеси Авраменко, очевидно, подход, который способствует плавному течению работы…

- О кураторе проекта нужно отдельно говорить, о механике пленэра…Любой механизм должен быть построен на системе конкретных действий. Куратор – сердце этой машины,  связывает все сложноустроенные части механизма, чтобы все двигалось. Олесю я знаю много лет, и у нее уникальный талант запуска этого механизма. Архисложное дело – быть куратором, быть связующим звеном между теми, кто тратит деньги и хочет понимать, в какой процесс ни вовлечены, художниками, которые, как правило, капризны и амбициозны, и не желают тратить свои творческие силы на пустяки, на вещи, которые малозначимы для их творчества…Тем более что со средними работать неинтересно, работать нужно с самыми яркими, а чем они ярче, - тем сложнее и многограннее. Очень сложно. Если вспомнить еще и о хозяйственных вопросах. Леся все вышеперечисленное делает виртуозно, любит эту работу, хотя подчас очень трудно, даже невыносимо.

В гурзуфских пленэрах возник перерыв, и, казалось бы, кураторское место свободно, и есть бренд – занимайтесь. Однако за два года так и не нашлось человека, который мог бы заменить Олесю Авраменко. В период проекта возникают проблемы, которые кто-то должен разрешить – чтобы довести дело до конца, и чтобы выйти к результату.

К тому же Олеся – искусствовед, и на нее ложится задача осознания, освоения, анализа живого материала. Она должна отвечать на вопросы – что делается, почему делается. Все это очень сложно.

 

 

Инга Эстеркина