Илья Исупов и Игорь Гусев: Разговор перед открытием

До 8 июля в Dymchuk Gallery  проходит выставка двух украинских художников Ильи Исупова и Игоря Гусева под названием «Пьяные револьверы».  На этот раз художники отказались от написания подробной концепции и даже галерист до конца не знал, какие работы будут представлены на выставке.  Такую таинственность художники компенсируют откровенным разговором, который состоялся накануне открытия.

За большим квадратным столом сидят двое мужчин, пьют чай, едят клубнику и разговаривают между собой.

 

Илья Исупов и Игорь Гусев на фоне экспозиции выставки «Пьяные револьверы»

 

 

Идея проекта 

 

Игорь Гусев: Идея проекта возникла уже после того, как было принято решение его осуществить. Еще несколько лет назад мы с Исуповым договаривались сделать совместный проект как продолжение тех проектов, которые мы уже когда-то делали.  Dymchuk Gallery предложила сделать выставку Илье, а я как услышал об этом, говорю ему: слушай ты же помнишь мы собирались вместе делать. А он говорит: нет, надо подумать. Я решил, что это значит совсем нет, и тут месяца через полтора пишет мне Илья в фейсбуке — давай делать.

 

Илья Исупов: Я думал над темой, концепции у меня пока не было. А через два месяца я понял, что никакой концепции не придумывается и сказал Гусеву — давай делать вместе. Время было сумбурное – прошедшая зима, в спокойное время можно задумать концепцию и над ней работать, а тут получилась ситуация, что сама жизнь предложила нам концепцию. В итоге, не сговариваясь, мы решили выставлять то, что есть.

 

Фрагмент экспозиции

 

 

Нереволюционные художники

 

Игорь Гусев: Мы промежуточные художники. Между людьми, которые снискали лавры во времена украинской новой волны и их внуками, так сказать, которые появились после оранжевой революции. Всегда были интересны первые и последние, а мы вот такой буфер между двумя этими поколениями и при этом хорошо, что нет никакой ответственности. Мы можем существовать сами по себе, не нести никакой флаг, не быть революционными, не манифестировать ничего, можем расслабиться и получать удовольствие. 

 

Илья Исупов: А что нам эти оценки, у нас высокая самооценка. Им хочется, чтобы их оценивали, а нам все равно.

 

 

Название проекта


Игорь Гусев: Я по названиям.

 

Илья Исупов: Я у Гусева про все свои выставки спрашиваю, как назвать. Советуюсь, когда текст написать надо.

 

Игорь Гусев: Наш любимый галерист Дымчук прочитал название выставки как «Пьяные революционеры». Вот это именно то, чего я и хотел в названии. Хотел, чтобы все было понятно. Второй месседж заложенный в названии – пьяные с маленькой буквы. Это украинская ментальность, наша дорогая. Потому что есть другие люди, которые пытаются у нас тут править бал, не будем их называть. У них пьяные писалось бы с большой буквы, а у нас с маленькой, потому что мы аккуратные.

 

Илья Исупов: А все остальное — с большой, потому что мы скромные.

 

 

Фрагмент экспозиции

 

 

Художник – критик по неволе


Игорь Гусев: Существует высказывание и степень его интерпретации. Степенью интерпретации занимаются критики. Почему возложили эту роль на художников, потому что в свое время был силен концептуализм, который занимался продуцированием идей. Там в основном был текст, а картинка была как боковое иллюстрирование, маленькое приложение. Она могла быть вырвана из журнала или левой ногой нарисована. И публика и арт-среда настолько привыкли, что художники могут интерпретировать свои работы, что уже от них этого требует.  А художники не должны этого делать, в принципе вектор мы указали, а внутри вектора зритель должен разбираться сам.

 

Илья Исупов: Я вообще терпеть не могу объяснять работу, можно задать какой-то контекст, но не разжевывать.

 

Фрагмент экспозиции

 

 

Если ты не соответствуешь сегодняшнему настроению – тебя вообще не существует.


Игорь Гусев: Дидактическая функция, несомненно, есть, но у современного искусства она немножко другая. Она должна соответствовать сегодняшнему настроению. Если ты не соответствуешь сегодняшнему настроению – тебя вообще не существует.

 

Илья Исупов: Я делал проект «Новости» на прошлую революцию. Тогда много было всякой пурги фантастической про брильянты и все такое, а в результате оказалось, что это может и правда была.  Не важно, я обыгрывал все эти странные новости, и потом было такое ностальжи. Со временем все забылось, а делать на эту тему по прошествии времени уже не хотелось, произошла переоценка. А сейчас я не смогу себя заставить написать что-то на тему Оранжевой революции.

 

Игорь Гусев: Аналогичный случай произошел и со мной во время Оранжевой революции. Мы, сидя в Одессе, решили сделать выставку посвященную событиям. Планировали сделать это в Киеве. Первым делом пришло на ум, что о ней скажут конъюктура, ну мы и назвали выставку «Конъюнктивит».  Сделали работы на заданную тему, пришли киевляне, поморщились, сказали: «ну, да, злободневно, но это понятно и не интересно».  Проходит полтора-два месяца и у нас киевляне начинают просить все наши работы на свои проекты. Они эти проекты стали делать только спустя несколько месяцев. И потом еще год эти работы кочевали по всем киевским  проектам.

 

Илья Исупов: Конечно, это очень тонкая грань. Но, кажется, уже достаточно времени прошло. Вообще-то сейчас нужно уже про Донбасс работы делать, а мы все еще про революцию.