Илья Кабаков: Самая маленькая и простая пьеса должна исполняться полным составом

Илья Кабаков (р. 1933) с женой Эмилией (р. 1945) работают вместе и живут в Нью-Йорке на Лонг-Айленде с 1988 года. Их инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации», исследующая пласт советской повседневности, была представлена на Первой Киевской биеннале современного искусства ARSENALE 2012. На вопросы ответил Илья Кабаков, один из важнейших и наиболее уникальных художников современности, король «мира интровертов».

Леся Прокопенко: Илья, интересно узнать ваше мнение об идее Дэвида Эллиотта сделать мотивами Первой киевской биеннале Апокалипсис и Возрождение. Импонирует ли вам эта метафора?

Илья Кабаков: Не очень.

Илья и Эмилия Кабаковы. Фото: Роман Мэнсинг (Roman Mensing)

- В одном из диалогов с Борисом Гройсом Вы говорили об отсутствии страха перед Апокалипсисом, а точнее – об устойчивом убеждении в том, что «унылая монотонность» мира никогда не исчезнет. Но не является ли Апокалипсис и взгляд на мир в преддверии его, либо после свершения его, некоей продуктивной подоплёкой для огромного количества искусства и текстов о культуре? Расцениваете ли вы оду повседневности, монотонности как некий вызов надеждам на Апокалипсис?

- Не могу ответить на  поставленный таким образом вопрос. Я не отношу себя к участникам такой, как вы выразились, «продуктивной подоплёки». И я не сочиняю «оду» повседневности – она просто фон, от которого следует бежать.

- Можно ли назвать создание «Памятника исчезнувшей цивилизации» в общем смысле интуитивной целью искусства в принципе? И в конкретном случае инсталляции Кабаковых, не является ли демонстрация несуществующего музея погибшей цивилизации иронией над попытками достигнуть этой цели сознательно и серьёзно?

- Создание памятников не интуитивная, а одна из вполне сознательных целей любой культуры  и искусства, как её части. Поэтому здесь нет никакой иронии. После нескольких попыток кому-то это удастся.

- Пожалуй, «тотальная инсталляция» является наиболее универсальным и сложным художественным средством. Но изменяются ли нюансы этого языка в ваших работах с течением времени? Что изменилось со времени, скажем, «Человека, который улетел в космос из своей комнаты»? Расскажите о вашем языке.

- Трудный вопрос. «Тотальная инсталляция» – это ведь Gesammtkunstwerk – союз многих языков, полный симфонический оркестр. Самая маленькая и простая пьеса должна исполняться полным составом.

- Какими были ваши самые большие опасения по поводу восприятия вашей работы на биеннале в Киеве? Как бы вы описали размер и характер разницы, которая отличает прочтение ваших инсталляций западным зрителем и постсоветским? Или между зрителем, который был свидетелем представленной реальности, и тем, кто родился во время развала «цивилизации» и сталкивался только с её обломками?

- Восприятие любой вещи зависит от знания и дистанции. Восприятие вашего поколения неполно, т.к. вы знаете «наше время», но ещё не возникла временная дистанция для полноты художественного «видения». Восприятие западного зрителя неполно по обратной причине. Они имеют пространственно сильно удалённую дистанцию, но плохо знают и от отвращения  не хотят знать, что «там» происходило.

- Кто является идеальным зрителем ваших инсталляций?

- Интеллигентный человек, по возможности, интроверт.

- В интервью Екатерине Дёготь  2008 года вы оценивали современную культуру как «мир экстравертов». На ваш взгляд, изменяется ли что-то с тех пор?

- Очень мало.

- Что из современного искусства последних лет кажется вам наиболее значимым? Чем полезны большие выставочные проекты, вроде биеннале?

- Не знаю, видел очень мало. Любая биеннале - вроде Уимблдона: очень важно попасть в «лигу 200-от».  Выйти наружу из неразличимой массы. А там уже работать без остановки, имея цель – быть, как Надаль*.

 

* - Рафаэль Надаль - испанский теннисист, экс-первая ракетка мира в одиночном разряде (с 18 августа 2008 года по 5 июля 2009 года и с 7 июня 2010 года по 4 июля 2011 года). Победитель 11 турниров Большого шлема, олимпийский чемпион 2008 года в одиночном разряде. Надалю принадлежит рекорд по количеству выигранных подряд матчей на одном покрытии — с 8 апреля 2005 года по 20 мая 2007 года он одержал 81 победу на грунте.

 

 

 

Леся Прокопенко