Иной эффект Инны Хасилевой
Инна Хасилева – известная одесская художница, на счету у которой 6 персональных выставок и участие в 22 групповых художественных проектах. Ее работы не нуждаются в представлении. Мы поговорили о коллекционерах, достижении необходимого эффекта в живописи, арт-менеджерах и критиках Одессы и о мечтах, которые так или иначе становятся реальностью.
Каким образом ты пришла в искусство?
Родители в раннем возрасте разглядели во мне талант и отправили в художественную школу. Потом поступила в Грековское училище, после него – в Харьковскую государственную академию дизайна и искусств, на отделение монументальной живописи.
Почему выбор пал именно на Харьков?
Он мне понравился больше, чем Киев, и туда поступать мне порекомендовал преподаватель из Грековки.
Инна Хасилева. «Свадьба по-одесски» (80х120, акрил, картон, 2009). Здесь и далее – работы художницы
Когда у тебя состоялась первая выставка?
Первая персональная выставка у меня была в 2009 году во «Всемирном клубе одесситов», после которой у меня купил работу Михаил Кнобель. У него эту картину выкупил один коллекционер. В Одессе есть коллекционеры, но они в основном не собирают современное искусство, а специализируются по художникам периода шестидесятых-семидесятых годов. А в Киеве есть люди, которые коллекционируют именно такие картины.
Вдохновляет ли тебя кто-нибудь из художников – старых мастеров или современных?
Сейчас я скорее вдохновляюсь даже не художниками, а фотографами. Выбираю то, что мне нравится чисто визуально, смешиваю, добавляю фантазию. Получается реалистичная абстракция: эффект многослойности, графичность и живописность одновременно. Пытаюсь найти какую-то грань, экспериментирую. На сегодняшний день я нахожусь в поиске, еще не нашла свою технику. Люблю яркие, сочные краски.
Что касается каких-то смыслов, которые я вкладываю в свои работы…Смыслы слой за слоем накладываются друг на друга. Получается такой микс из всего. Возможно, кто-то увидит в этом какую-то эстетику и начнет раскручивать свою историю. Вся наша жизнь – это наложение смысловых слоев. Так же у меня получается и в живописи.
«Ночная идиллия» (160х190 см, холст масло, 2015)
Ты чувствуешь какое-то особенное призвание?
Нет, я просто занимаюсь своим профессиональным делом.
Было ли у тебя время, когда ты вообще не хотела заниматься живописью?
Да, конечно. Такое бывает достаточно часто. Я тогда ничего не делаю, оставляю работы, переключаюсь на что-то другое. Могу графику порисовать в блокнотике. Небольшие акварели. Потому что живопись – это достаточно энергозатратное дело. Иногда энергия заканчивается, и ее нужно копить для нового витка.
«Любовь до гроба» (2010)
Судя по количеству твоих выставок, ты очень работоспособный художник. Была ли мысль создать свой художественный альбом?
Мысль была, но нужно, чтобы организацией занимался другой человек, который, в свою очередь, заработал бы на этом, потому что меня на все не хватает. Даже когда просят текст написать к выставке, я отказываюсь. Тексты – это под настроение. Нужно, чтобы каждый занимался своим делом.
У тебя есть определенные стандарты к материалам, с которыми ты работаешь? Или все равно – чем и на чём?
Во-первых, очень важно качество материала. Во-вторых, необходимо хорошо подготовить поверхность к живописи. В-третьих, неопрятность в деле мне лично неприятна. Я люблю, чтобы все было аккуратно. Когда ты не думаешь о том, что холст не очень хороший, или что кисточки или краски не хватает – это уже не то. Я, допустим, сейчас и баллончиками работаю, и когда какого-то цвета не хватает – это напрягает, надо идти покупать. А хочется же сразу все доделать, если ты же уже начал этот процесс. Приходится подбирать другой цвет. Из-за этого получается иной эффект, и это может сыграть свою роль. Сейчас мне нравится сочетать масло с баллончиками. Плюс трафаретами занимаюсь. Вырезаю, потом задуваю, потом сверху накладываю масло.
«Аллегория власти» (2012)
Стрит-артом занималась когда-нибудь?
В прошлом.
Были периоды, когда ты «бунтовала» против преподавателей?
Был период в училище, – уже на третьем, четвертом курсе, – когда поиски были более осознанные. Хотя нам многое дали в училище из классической живописи. В Академии мы делали копии – это тоже много на что повлияло. Фрески делали, витражи, иконы. Там был очень обширный курс. Каждый год было что-то новое и интересное. В Одессе я работала на витражной фабрике «Дом стекла». Ей уже двадцать лет. Когда им нужна помощь в росписи стекла, они меня приглашают. Я занималась росписью по стеклу под обжиг в печи. Это очень интересно, но вредно. В красках содержится свинец, нужно всегда надевать респиратор.
«Великий фокусник» (левая часть триптиха,2011)
Ты бы хотела создать какую-нибудь интерактивную выставку – с музыкантами, поэтами?
Я не чувствую к этому тяги. Просто созерцания должно быть достаточно для зрителя. Можно, конечно, делать видео сопутствующее. Когда-то я этим занималась.
Художник должен побуждать социум к какому-то действию?
Художник ничего никому не должен. Но если он чувствует потребность в этой реализации, почему бы и нет? У меня были работы на политические темы – это было уже невозможно в себе держать. Янукович с венком. Я ее потом выбросила в окно, после чего он бежал из страны.
«Дичайшие» (2014)
На твоих работах заметно переплетение с иными мирами. Откуда этот мир фэнтези рождается?
Изначально я задумываю создать в картине какой-то мир. Я пытаюсь понять, чего там не хватает, добавляю что-то и таким образом веду со зрителем диалог.
Мечтаешь о чем-нибудь?
Мечтаю, чтобы мечты сбывались. Если чего-то хочу – пытаюсь это реализовывать, воплотить в жизнь. Нужно конкретно формулировать то, чего ты действительно хочешь.
Часть триптиха «Нищета и роскошь» (2013)
Можешь оценить свое творчество как сторонний наблюдатель?
Нет, к сожалению, я не могу абстрагироваться от своих работ. Иногда прошу людей, чтобы они посмотрели свежим взглядом.
Есть ли у тебя какой-то распорядок дня?
У меня нет четкого распорядка дня. Просто чувствую, когда мне нужно что-то делать. Когда какие-то заказы, то, конечно, делаю. Иногда картины заказывают не на конкретную тему, а просят передать какое-то настроение, или фотографию, или копию. Заказы – это дело такое: отказываться от них не стоит, потому что постоянных продаж в живописи нет. Нужно привлекать людей, которые бы работали над такими продажами. В Одессе этим занимается на профессиональном уровне Дима Банников. Он реально один на всех, и работает и с киевскими коллекционерами, в том числе.
Из серии «Школьности»
«Великий фокусник» (правая часть триптиха, 2011)
Как ты относишься к критике?
Если критика конструктивная, то нормально. А если просто говорят «дерьмо», то не очень хорошо.
Как ты считаешь, в Одессе есть арт-критики?
Некоторые себя так позиционируют, но они скорее арт-обозреватели. Для этого нужно изучать творчество художника, знать, что он делает – тогда это будет обосновано чем-то.
«Великий фокусник» (центральная часть триптиха)
«Воспоминание о Праге» (2010)
Достаточно ли в Одессе журналистов, которые освещают художественные события?
Нет. Журналисты приходят, фотографируют, берут тексты, которые пишут кураторы – вот и вся работа. Есть Ута Кильтер. Алиса Ложкина хорошо пишет в ART UKRAINE. Рашковецкий из МСИО.
Не боишься провоцировать людей?
Чего бояться? Наоборот, их нужно встряхивать периодически.
«Самолюбование под Луной» (2011)
«Радости жизни» (2009)
Часто слышу в последнее время, что Одесса не любит ярких личностей. Не думала перебираться в другую страну?
Одесса – хороший город для жизни. Но я хотела бы поехать в какие-то тропические страны, пописать ту природу. Мне кажется, здесь есть свободная ниша, и почему бы ее не занять. Здесь есть хорошие художники; мало, но есть. С ними интересно сотрудничать, обмениваться опытом. Ты сам, конечно, можешь вариться в собственном соку, но это мало что даст.
Я бы хотела поехать на Бали – писать природу, экзотические цветы, растения, пальмы. Это – из серии воплощения мечты в реальность.
Инна Хасилева
***
Анна Литман – PR-менеджер Экспериментального Центра Современного Искусства «Чайная Фабрика».