#INSTAART: искусство и соцсети
Cовременный мир активно живет в информационном поле новых технологий – сложно представить себе день, проведенный без интернета, мобильного телефона, соцсетей и Instagram. Острая актуальность проблемы влияния виртуального мира на нашу жизнь не оставляет места для однозначной оценки: кто может с уверенностью сказать, хорошо это или плохо, если иного варианта сегодня просто нет – разве что на абсолютно необитаемых островах, которых, впрочем, осталось нынче не так уж много.
Артем Брыкунов. «Like Us On Facebook»
Куратор галереи «Мистецька Збірка» Юлия Волошина и куратор Ольга Пальниченко решили предложить художникам конкурс, заявив темой нового проекта анализ проблемы зависимости современного общества от социальных сетей и масс-медиа. Участники проекта должны были представить свой оригинальный взгляд на этот вопрос и показать зрителям собственную критическую оценку таким социокультурным проблемам, как пустая трата времени в интернете, узколобость мышления пользователей, потребительский взгляд на мир, психологическая зависимость от социальных сетей.
Кураторы выставки – Юлия Волошина и Ольга Пальниченко
Выставка #INSTAART представила зрителям живопись, фото, компьютерную графику, инсталляции – проекты 13 художников, отобранных на конкурсной основе. Рассматривая эти проекты, посетители попробуют ответить себе на вопросы: «Ограничивается ли его мировоззрение квадратной рамкой инстаграмной фотографии?», «Измеряется ли его значимость лайками?», и наконец – «Реальна ли эта “реальность”»?
Скульптура Максима Кулика
В проекте принимают участие художники из Украины: SergePayette, Михаил Дэяк, Анна Валиева, Ольга Януль, Оксана Титенко, Богдан Томашевский, Алексей Тихоновский, Егор Зигура, Артем Брикунов а также художница Алена Ходор из Белоруссии, польский художник Мартин «TrueBob» Здрожевски, австрийский живописец иранского происхождения Таха Ганимифард.
Алексей Тихоновский
Рассказывая о том, как зародилась идея #INSTAART, кураторы акцентируют внимание на том, что идея продвигалась именно с помощью соцсети: объявление о подготовке проекта было размещено в Facebook, а работы некоторых художников были найдены с помощью Instagram.
Юля Волошина: «Мы с Максимом Волошиным увлеклись идеей сделать выставку, посвященную инстаграм еще года два назад. Сразу же “загорелись” этой темой, но она еще не созрела для проекта. Помню, что в М17 прошел фестиваль, посвященный селфи; мы с Максимом посмотрели фоторепортаж, но отложили эту идею до времени. А потом мы познакомилимь с Олей Пальниченко, и проект окончательно оформился».
Ольга Пальниченко: «Наш проект не просто посвящен селфи или инстаргам; он – о социальном одобрении, о влиянии общественного мнения на твое подсознание. О страхе одиночества и попытках его компенсировать с помощью соцсетей. Мы считаем,что к каждому должен прийти момент откровенного осознания своей зависимости. В Украине, проектов посвященных конкретно этой тематике, еще не было. В мировом масштабе мы рассматривали опыт похожих исследований на Северной биеннале современного искусства “Моментум”, а также в ряде выставок на тему art&digital в музее Виктории и Альберта».
Алена Ходор
Юлия Волошина: «Этот вирус захватил всех нас. Даже с куратором Ольгой мы познакомились в инстаграм, долго продолжали общаться в интернете, и только за неделю до открытия выставки мы обменялись номерами своих мобильных телефонов и начали работать “вживую”. Для современного человека имеет большое значение, сколько человек лайкнуло его фото. Это очевидная зависимость. Если на страничке в фейсбуке ты выглядишь успешным человеком, значит – день прошел не зря. Соцсети стали новой религией: Михаил Дейяк представил на нашем проекте иконку Св. Николая с подписью внизу “FOLLOWME”, живописная работа Артема Брикунова с Папой Римским и подписью “LikeusonFacebook” – тоже как своеобразная пародия на страничку в соцсетях».
Ольга Пальниченко: «Отбирая художников, мы старались раскрыть глубокое понимание темы, настаивали на том, чтобы была отражена сама суть проблемы. Я нашла в инстаграме на страничке Венской художественной Академии художника Таху Ганимифарда. Он иранец по происхождению, но уже довольно давно живет в Австрии. Из многих его работ, посвященных этой тематике, мы выбрали одну – его автопотрет, на котором он делает селфи в зеркало. Мартин Здрожевски из Польши создал в технике компьютерной графики изображение почтальона,который несет сумку, заполненную спамом из фейсбука. Алёна Ходор из Беларуси сделала серию фоторабот, посвященных теме скованности человека, желающего проявить себя через соцсети – и хотя он старается показать себя привлекательным и важным, но то темное что есть в его подсознании, его комплексы и страхи, неизбежно прорываются наружу. Эти фотографии – о состоянии человека за мгновение до того, как он готов показать себя всему миру через соцсети».
Работа Богдана Томашевского
Все участники выставки #INSTAART по-разному раскрыли идею информационной зависимости. Вячеслав Малина создал инсталляцию «Poli.game@net» – паутину с различными банально-узнаваемыми образами и персонажами как своеобразный прообраз соцести. В центре размещен пупс как обобщенный образ человека, у которого нет определенных гендерных и социальных признаков. По мнению художника, через детские игрушки можно критично и иронично показать мир взрослых людей: зритель сразу обращает внимание на любимого с детства персонажа, – Пятачка, – с завязанным ртом, который совершенно по-взрослому окружен Большим Братом, работниками спецслужб и террористами. Мы видим в центре сетки символ информированности – монитор, на который смотрят взрослые, считающие, что живут активной жизнью.
Вячеслав Малина. «Poli.game@net»
Серия работ Анны Валиевой –созданная в технике компьютерной графики «Жажда», – раскрывает тему необходимости непрерывного поглощения информации через универсальный язык виртуального общения: примитивные смайлы «эмоджи» понятны человеку абсолютно любого возраста или социального положения. Анна акцентирует внимание на том, что фальшивость отношений в интернете зеркально точно отражает ту неискренность, которая иной раз бывает свойственна нам и в реальной жизни.
Слева – работы Анны Валиевой
Оксана Титенко провела соцопрос активных пользователей интернета с 17 до 25 лет и создала инсталляцию в виде сетки, в которой размещены отзывы об отношении к соцсетям. Оксана выяснила, что безразличных к проблеме информационной зависимости от соцсетей нет. Однако, художница заметила, что у многих пользователей присутствует чувство страха – даже у детей, которые представляют интернет в образе паука. Оксана создала Сетку как образ иллюзии, в плену которой мы находимся. Автор уверенна, что в эти сети мы ловим сами себя, пытаясь подсознательно ограничить свою интернет-активность, сузить свое взаимодействие с колоссальным полем разнообразных возможностей интернета. Интересно, что расположенные на сетке листы можно подойти и почитать, а рядом (для активных зрителей) лежит блокнот для опроса посетителей галереи.
Работа Оксаны Титенко
Егор Зигура понимает сеть как некую игровую площадку с кубиками фейсбука и твиттера. Его произведение – пожалуй, самое теплое, рукотворное, вырезанное из дерева, – на первый взгляд кажущееся наивным. Оно призывает нас всерьез поразмыслить о том, в какие игры мы играем. Современная молодёжь пользуется чуть ли не полным комплектом соцсетей, каждая из которых похожа одна на другую, и в итоге попадают в одну и ту же ловушку. «Несмотря на всю очевидную пользу, социальные сети скрывают в себе много негативных аспектов, основной из которых – зависимость от них. Начиная эту игру, надо помнить: не важно, что выпадет; ты - в сети!» – говорит Егор.
Работа Егора Зигуры
Честная бескомпромиссность этого взгляда поддерживает и художница Ольга Януль, которая создала самый очевидный прообраз – объект из множества надувных шаров как символ пустоты с надписью-вопросом «Who Are You?».
Ольга Януль. «Who Are You?»
Ответить на этот актуальный вопрос галерея «Мистецька збірка» предлагает всем заинтересованым до 9 августа (понедельник и вторник в галерее – выходные).
Фото работ предоставлены галереей