«Интерактивная» теория из первых рук
В последних числах марта знаменитый польский ученый Ришард Клющинский прочел во Львове, Киеве и Харькове свою лекцию «Стратегии интерактивного искусства». Уникальная возможность более подробно узнать об исследованиях в области интерактивного искусства из первых рук - от известного польского теоретика искусства, была предоставлена украинцам Польским Институтом в Киеве, в рамках культурного проекта «Открытый Архив».
На сегодняшний день Ришард Клющинский является профессором Лодзинского университета, Академии искусств в Лодзе и Академии искусств в Познани. Сфера исследовательских интересов польского теоретика охватывает мультимедийное искусство, кино, видео, а также феномены киберкультуры. Клющинский занимается актуальными проблемами информационного и сетевого общества, исследуя и анализируя, каким сегодня может быть взаимодействие человека и новых технологий, и каким образом результаты этого взаимодействия можно рассматривать как произведения современного искусства. В кураторской практике Ричарда Клющинского насчитывается огромное количество международных художественных выставок, а в 2010 году он стал куратором II-й международной биеннале современного искусства в Польше. Начиная с 1980-х гг. теоретик опубликовал и издал более сотни статей и написал шесть книг, посвященных исследованиям в областях экспериментального кино, видео искусства, альтернативного (авангардного) искусства. Последняя книга професора Клющинского «Интерактивное искусство. От произведения искусства как инструмента к интерактивному спектаклю» вышла в 2010-м году, а пятая глава этой книги называется аналогично лекции, прочитанной в Украине – «Стратегии интерактивного искусства». В своем исследовании Клющинский работал с произведениями таких художников как: Toshi Iwai, David Rokeby, Paul Sermon, Blast Theory group, Lillian Ball, George Legrady, Agnes Hegedüs, Jeffrey Shaw, Grahame Weinbren, Masaki Fujihata, Christa Sommerer, Paul De Marinis и многими другими.
На киевской лекции Ришард Клющинский рассказывал не об истоках и путях формирования интерактивного искусства, в этом плане он в некотором роде рассчитывал на уже подготовленную публику, которая заблаговременно прочтет его статью, размещенную на портале korydor– «Глядач як перформер. Ризоматичний архіпелаг інтерактивного мистецтва». Свое внимание на лекции он уделил типологии интерактивного искусства, представил свое видение возможного структурирования этого гибридного и ризоматического вида искусства. Польский теоретик выделил восемь основных стратегий, по которым может действовать интерактивное искусство: стратегия инструмента, игры, архива, лабиринта, ризомы, системы, сети и спектакля. Профессор акцентировал на том факте, что категории, по которым он отбирал «названия» для стратегий интерактивного искусства, относятся к наиболее важным идеям, которые применяются в современных философских, теоретических и социальных исследованиях. Также профессор подчеркнул, что эта типология имеет «открытый» характер: в ходе развития новых мультимедиа и существования этого вида искусства список могут дополнить новые стратегии, не проработанные еще в его труде.
После лекции профессор ответил на несколько вопросов корреспондента ART UKRAINE:
- Вы говорили про типологическое разделение интерактивного искусства. Можно ли упомянутое вами разделение на стратегии условно назвать "видами" интерактивного искусства?
- Я хочу называть эти разделения стратегиями, а не видами или жанрами искусства, потому что само понятие «стратегия» – это своего рода сценарий действия. Когда мы говорим "стратегия чего-то", мы думаем как что-то следует делать, а когда называем жанром, то это уже некая самостоятельная сфера искусства, которая ничего от нас не ждет. Там, где мы говорим о действиях аудитории, зрителей, я хочу говорить о стратегии как о проекте действий, а там, где имеются в виду прослойки искусства, создаваемые художниками, которые ни к чему не апеллируют кроме как к созерцанию, тогда я уже говорю про жанры и виды.
- Вы показали очень удачные и интересные визуальные примеры вашей теории. Как вы отбирали проекты для своего исследования?
- Одним из критериев отбора работ было многообразие. Целью было, чтобы аудитория увидела множество разных примеров возможностей создания интерактивных работ. То есть, примеры должны были в полной мере отображать способы реализации стратегий интерактивного искусства, которые я назвал. Также очень важным критерием для меня является качество произведения. Я не искал работы, которые говорили бы про какие-то конкретные проблемы или были привязаны к какой-то одной конкретной стране. Я хотел наиболее полно представить типологию интерактивного искусства.
- Также Вы сказали, что последние несколько лет наблюдается некий кризис интерактивного искусства, упадок его развития, если можно так сказать…
- Я сказал, что такие мнения появились, но я с ними не соглашаюсь. Я думаю, что меняются сами работы. Сейчас нет таких произведений, которые направляют человеческое внимание только на интерактивность. Появляются работы, которые используют интерактивные технологии, но незаметным образом. И те, кто привык к более "традиционному" интерактивному искусству, вдруг заметили работы, в которых интерактивность не так сильно выражена. Это они и приняли за уклонение от интерактивности, за некий кризис, не замечая, что это всего лишь переход интерактивности на другой уровень.
Детальнее про практику привлечения польских деятелей искусства в Украину и культурный проект «Открытый Архив» ART UKRAINE рассказала Анна Лазар, заместитель директора Польского института в Киеве и II Секретарь Посольства Республики Польша в Украине:
– «Открытый Архив» - это цикл встреч, которые продолжаются уже пару лет. Мы приглашаем в Украину известных современных польских художников, а также теоретиков и практиков современного искусства. В рамках «Открытого Архива» у нас уже побывали такие известные художники как Катажина Козыра, Артур Жмиевский, Павел Альтхамер, Збигнев Либера, профессор Гжегож Ковальский, – это все те имена, которые очень много означают в польском искусстве. И нашей целью является создание возможности живой коммуникации украинской аудитории с теми людьми, которые уже признаны как классики на страницах истории современного искусства, а также широко представлены в галереях по всему миру. Сейчас мы пробуем расширить географию проекта «Открытый Архив»: так как раньше практически все встречи проводились только в Киеве, мы пригласили профессора Клющинского также во Львов и Харьков, прочитать лекции и в этих городах. Это очень интересная практика, поскольку тема лекций в каждом городе может иметь разную реализацию в зависимости от аудитории и ее вопросов.