Исчезновение

Куратор Мария Вторушина раскрывает образ Крыма, отраженный в проекте Эльмиры Шемсединовой и Алины Якубенко «Исчезновение» в Bereznitsky Private Space.


В Bereznitsky Private Space с 7 по 30 января проходит  выставка работ Эльмиры Шемсединовой и Алины Якубенко «Исчезновение». Квартирный формат соответствует камерному характеру работ: пейзажи считываются иначе, чем в общественном пространстве. Экспозиция размещена в большом зале с серыми стенами, камином и металлической мебелью. Атмосфера напоминает о гостиных и кафе, в которых собирались европейские деятели культуры 60-х годов. Хочется обсуждать философские идеи, спорить об искусстве и говорить о политике.

 

Эльмира Шемсединова. Из серии «Последний крымский альбом» 

Все изображения предоставлены авторкой

 

Серия «Последний крымский альбом» Эльмиры Шемсединовой документирует этюды, которые художница сделала во время ее последней поездки на полуостров в  2015 году. «В Солнечногорском мой дедушка построил дом. Я проводила там много времени в детстве. После аннексии Крыма, наша семья приезжала туда в последний раз в 2015 году. Учитывая все пересадки и проверки на новообразованной Чонгарской границе, мы старались взять минимум вещей. Поэтому, с собой я взяла только альбом, карандаш и акварель» — рассказывает Эльмира. Вернувшись в Киев, художница переносит акварельные этюды на холст.  Опираясь на традиционные техники, художница  создает актуальные работы. Ее крупноформатные живописные полотна выглядят как акварельный набросок на бумаге. 

 

Не только технические находки заметно отличают последний проект Шемсединовой.  В серии в равной степени отражены ее чувства и документальная память о  Крыме. То, что казалось несущественным, повседневным, незаметным ранее, вдруг обрело для художницы вес, стало важным. Хрупкие сиюминутные переживания, зафиксированные в  акварельных набросках с натуры, превращаются  в монументальные образы.

 

Эльмира Шемсединова. Из серии «Последний крымский альбом» 

 

Творческому подходу Эльмиры Шемсединовой созвучны акриловые работы Алины Якубенко. Они тоже являются своеообразным документом индивидуальной памяти. Алина работала над альбомом ежедневно, записывая свои визуальные переживания. Это фиксация местного ландшафта, временных состояний дня, событий на острове Бирючем. Ее работы  о море, о пленере, о людях, о природе. Бирючий почти идентичен Крыму. Это курортная зона на Азовском море. Часть острова отведена под заповедник, вдоль остальной территории косы располагаются базы отдыха, выросшие на основе советских санаториев.

 

Бирючий и Крым разделяет  всего несколько километров по морю. Есть много сходного, но есть и различия. Обе художницы работают с натурой,  обе  создают документ, уходя от картографической точности и выражая индивидуальный мифологический топос. Но каждая, при этом предлагает свой вариант, используя свой технический ход, свою палитру, выражая свой характер.

 

Каким был украинский Крым?  Что изменилось за годы после аннексии?

 

Эльмира Шемсединова. Из серии «Последний крымский альбом» 

 

Рай, с которым ассоциировался Крым в  нашей памяти, исчез. На полуострове  засуха, ведь аннексировавшая территорию Россия изначально не в состоянии решить проблемы с водой. Ландшафт Крыма  меняется: стройка огромного Керченского моста грозит экологической катастрофой. Обрушена экономика. Одной из массовых декларируемых идей, стала стройка моста. Уничтожается история : Хан Сарай в Бахчисарае, символ крымских татар, занесенный в предварительный список ЮНЕСКО, разрушают под предлогом «реставрации»; через руины курганов и стен Боспорского царства прокладывают трассу «Таврида»; заповедник «Херсонес-Таврический» открывает доступ исследователям только с разрешения русской стороны. Продолжать можно долго. Важно то, что в результате таких изменений  апроприированный Крым рискует потерять свою тысячелетнюю историю, а взамен получить, интерпретированный Россией суррогат Советского мифа.

 

В работах Шемсединовой звучит нотка утраты. И, несмотря на солнечную тональность, в ее картинах ощущаются волнение, страх, тоска по уходящей крымской юности и потерянной земле.

 

В работах Якубенко нет страха, но чувствуется желание художника «снять», присвоить себе тот самый день, когда природа виделась именно такой. Время идет, меняются большие и малые миры. И, скорее всего, завтра мы уже не сможем повторить однажды пережитые чувства.