Искуситель искусства
Как известно, наступивший 2013 год по Восточному календарю пройдет под знаком Змеи (согласно системе китайского летоисчисления начало года Змеи стартует 10 февраля 2013), которая в нашем представлении традиционно ассоциируется с символом мудрости. Попсовая литература и всевозможные источники в Интернете и других СМИ подсказывают, что "родившиеся в год Змеи обычно любят литературу и высокое искусство”. Конечно же, Эффект Барнума не заставит поверить в то, что любовь и интерес к искусству не может с такой же силой проявляться у других знаков зодиака.
Поводом же для данной заметки послужила сама Змея, точнее ее изображение в искуссте разных эпох. Даже если не проводить специального глубокого исследования, каждый из нас навскидку может вспомнить огромное количество произведений искусства, где бы была изображена змея (или змей). Мифы древнего мира, христианская традиция, фольклор разных народов мира, сказки, геральдика – вот те основные источники, откуда мы можем узнать о столь популярном персонаже последующих сюжетов в изобразительном искусстве. Ее изображение хранится в памяти еще с детства, и зачастую мы просто не задумываемся, насколько распространенным оказывается ее значение для всех культур мира, от Европы до Азии, от древнего мира до современности. Появляясь то в одном, то в другом сюжете в разных обличиях и смыслах, змей выступает порой одним из ключевых персонажей, амбивалентным символом, воплощающим первозданные начала: женское и мужское, жизнь и смерть, добро и зло, духовное и физическое, мудрость и страсть, и т.д. Поражает сложность и универсальность змеи как символа, но в то же время его многозначность вполне понятна: уже сама среда обитания пресмыкающегося (вода, земля, дерево) говорит о его универсальность.
Так, любопытно вспомнить хорошо известные примеры из истории искусства, а также, возможно, узнать о новых работах, где встречается изображение змеи – символа 2013 года.
"Богиня со змеями" – одна из статуэток, найденных во время археологических раскопок в слоях Кносского дворца Артуром Эвансом в 1903 году. Всего существует две статуэтки и относят их к крито-минойской цивилизации. Предположительно змей в данном случае является изображением божества, хотя сложно достоверно определить его функцию.
Золотая погребальная маска Тутанхамона
Бог солнца Ра в образе кота повергает олицетворение мрака – Апопа
Фреска из гробницы Рамсеса IV в Долине царей
Изображение кобры – разновидность ядовитой змеи – являлся неотъемлемой принадлежностью такого важного царского атрибута, как урей, что находился на головном уборе фараона, который в свою очередь надевался поверх клафта. Кобра в Египте считалась символом высшей божественной и царской власти.
Ярким персонажем мифологии Древнего Египта выступал Апоп – огромный змей, являющийся олицетворением потустороннего мира. Он был главным и извечным антагонистом бога солнца Ра, часто выступая собирательным образом всех врагов Ра.
Изображение уробороса в алхимическом трактате Теодора Пелеканоса. XV век
Происхождение одного из древнейших символов – Уробороса – установить невозможно. По одной из версий, в западную культуру данный символ пришёл из Древнего Египта, где впервые змея была изображена свернувшейся в кольцо, олицетворяя цикл смерти и перерождения. Интерес к символу не угасал на протяжении многих веков. Особенно культивируемым символ был в среде средневековых алхимиков.
В индуизме и буддизме распространено изображение мифических существ в виде змей с человеческим торсом и головой. Предположительно, наг был тотемом одного из древних племён, представителей которого называли нагами. Также считается, что нагам проповедовал сам Будда и существует легенда, согасно которой наг Мучалинда защитил своим капюшоном Будду от палящего солнца во время его медитации перед просветлением.
Вишну, отдыхающий на Ананта-шеше (вечной змее, имя которой в переводе означает «то, что остаётся», и происходит от санскритского корня шиш (śiṣ)
Одним из аватаров бога Вишну является тысячеголовый змей, царь всех нагов, змея Шеша, олицетворяющя вечное время. То есть Шеша – это одна из форм в индуизме. Древнеиндинская литература описывает Шешу поддерживающей все планеты Вселенной и постоянно занятой воспеванием имен Вишну своими бесчисленными устами.
Кришна, танцующий на змее Калийи
Одна из аватар Вишну – Кришну часто изображается в виде танцора, пляшущего на побеждённом змее Калийя, который занимался похищением коров. Танец олицетворяет собой господство над силами зла.
В Античном мире змея, которую мыслитель Филон Александрийский называет "наиболее духовной из всех животных", олицетворяла мудрость, обновление жизни, воскресение, исцеление и была атрибутом многих богов, например, бога врачевания Эскулапа (а затем и "отца медицины" Гиппократа), проводника умерших душ Гермеса и богини здоровья Гигеи. Также змея была символом Афины, как богини мудрости и Аполлона Дельфийского как бога света.
Роспись, изображающая сюжет убийста змея Кадмием
Хендрик Гольциус. Кадм, убивающий дракона
Герой древнегреческой мифологии Кадм вел отчаянный бой с огромным змеем, олицетворением бога войны Ареса. По легедне, армия Кадма состояла из воинов, образованных из проросших зубов побежденного змея. Кадм считается основателем великого города Фивы.
Амфора, расписанная мастером Андокидом. Фрагмент изображает богиню Афину в эгиде, которая украшена головой Горгоны Медузы
Фрагмент скульптуры Афины Лемния (приписывается Фидию) с эгидой, где изображена голова Медузы
Караваджо. Медуза
Петер Пауль Рубенс. Голова Горгоны Медузы
Героиня древнегреческой мифологии, известная под именем Горгона Медуза (часто ошибочно именуемая Медузой Горгоной) известна нам еще с детства своим умением одним только взглядом обращать людей в камень, а также своей непревзойденной прической - вместо волос ее голову украшают шевелящиеся змеи. Согласно одной из множества версий, Горгона Медуза - единственная смертная из горгон, дочь Форка и Кето - была необычайно красива, славилась раскошными волосами и хотела состязаться в красоте с самой Афиной. Но до этого именно в храме Афины произошел курьезный случай интимного характера между Медузой и Посейдоном, после чего богиня и превратила волосы горгоны в гидр (Известно, что у разных древних народов существовало поверье, согласно которому волосы женщины под влиянием Луны превращаются в змей). Как известно, убита Медуза была Персеем, который отрубил ей голову, вооружившись полированным медным щитом Афины, чтобы смотреть в его отражение и не столкнуться со смертоносным взглядом Медузы. Но даже в отрубленном состоянии взгляд головы горгоны сохранял способность превращать людей в камень. Затем тот же Персей использовал голову Медузы в боях, которая в последствии была помещена на эгиду Афины (доспех-оплечье). С тем же умыслом - чтобы устрашать врагов во время сражений - изображение головы горгоны стало распространенным мотивом на доспехах и щитах, позже превратившись в декоративный элемент "горгонейон".
Мифологическая история о Ящике Пандоры, послужившая появлению знаменитого фразеологизма, рассказывает о любопытной женщине Пандоре, которая от своего мужа узнала о существовании в их доме секретного ларца, который нельзя открывать, иначе на мир обрушатся неисчислимые беды. Но она поддалась любопытству и открыла ларец, из которого высвободились все беды. По воле Зевса на дне сосуда осталась только Надежда.
Греческая богиня здоровья Гигиея изображалась кормящей змею из чаши. Именно эти атрибуты – чаша и змея – составили современный символ медицины.
Аптечная вывеска
Фонтан "Змея" в дендропарке Софиевка. Умань
Вначале фонтан назывался "Самсон" (как и известный фонтан в Петергофе), и вода здесь била прямо из отверстия в камне, позже, во время военных поселений, на камне была установлена скульптура змеи. Существует две версии ее появляния: первая связана с греческой мифологической богиней здоровья Гигиеей, другая рассказывает о том, что Змея должна напомнать про известный миф о начале похода греков против Трои и о высадке греческих воинов на побережье Эгейского моря около горы Авлид.
Густав Климт. Гигиея. Фрагмент работы "Медицина" – второго полотна, написанного для Большого зала Венского университета
Согласно мифу, бог врачевания Асклепий научился воскрешать мертвых, что совершал с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины. Он изображается с посохом, увитым змеями, в результате истории - он шел, опираясь на посох, как вдруг посох обвила змея. Змею Асклепий убил, но за ней появилась еще одна, которая несла во рту травинку и ею воскресила убитую змею. По одной из версий, Асклепий научился воскрешать мертвых с помощью найденной травы.
Именно посох Асклепия сегодня изображается на эмблеме службы Скорой медицинской помощи, шестиконечной звезде под названием "Звезда жизни".
"Звезда жизни"
Агесандр Родосский. Лаокоон. Римская копия. Ватиканский музей Пия-Климента
Скульптурная группа "Лаокоон и его сыновья" изображает сюжет убийства жреца бога Апполона Лаокоона и его сыновей двумя огромными змеями, посланными оскорбленным Аполлоном.
Эль Греко. Лаокоон
Микеланджело. Изображение Миноса. Фрагмент фрески "Страшный суд" на алтарной стене Сикстинской капеллы
Змей в качестве символа Зевса-Хтониуса также является и фаллическим символом, олицетворяющим ещё страсти, придающие витальность мужскому и женскому началу. Так, например, понятно, почему мифический царь Минос изображен, обвитым змеей. Согласно мифу, супруга Миноса, критская царица Пасифая, будучи в гневе от его частых измен, заколдовала его, в результате чего при совокуплениях Минос извергал змей и женщины погибали.
В целом в европейской традиции змей выступает амбивалентным символом, олицетворяя как зло, так и добро.
Как олицетворение мудрости змей упоминается в Евангелии, в словах Христа, обращенных к Апостолам: "будьте мудры, как змии, и просты, как голуби". Иисуса Христа называли "добрым змием".
Икона "Чудо Георгия о змие". XIV век
"Чудо Георгия о змие" является наиболее узнаваемым сюжетом в иконографии христианского великомученика Георгия Победоносца. Считается, что змееборческая драма восходит к дохристианским культам. Изображения Георгия в образе всадника появляются в X—XI веках в Каппадокии, но миниатюры, изображающие его победу над драконом, известны уже с IX века.
Паоло Уччелло. Битва святого Георгия с драконом. XV век
Змей - невероятно популярный персонаж сказок, легенд и былин разных народов мира. Чаще всего он выступает негативным героем, с которым необходимо сразиться главному герою (антиподом змеи считается конь). Подобный сюжет лег в основу многочисленных восточнославянских сказок о борьбе богатыря со змеем.
Иван Билибин. Змей Горыныч
Многоголовый змей – Змей Горыныч – являтся примером олицетворения злого начала в русских народных сказках.
Медный всадник. Памятник Петру I в Санкт-Петербурге
Бронзовый памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, получивший свое название благодаря знаменитой поэме Александра Сергеевича Пушкина "Медный всадник", изображает русского царя на коне. У ног вздыбленного коня можно заметить змею, которая, как считается, воплощает в данном случае "враждебные силы". На самом деле она введена в композицию для обеспечения устойчивости монумента и является сугубо остроумным решением поставленной скульптором задачи (что, конечно, не мешает ей быть символом чего только угодно).
Змея, которую англел, изображенный на вершине Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, попирает копьем - символизирует мир и покой, наступивший в Европе после разгрома армии Наполеона в России в 1812 году.
Герб Москвы
На официальном символе столицы Российской Федерации, а именно на гербе (утвержденном в 1993 году), изображен Святой Георгий Победоносец, поражающий золотым копьем черного Змия. Объектом критики здесь выступает главный герой сюжета – Святой Георгий, который согласно иконографии, должен быть изображен с нимбом. В качестве герба московского князя всадник-змееборец утвердился во время правления Ивана III.
В 1754 году впервые в американской газете была опубликована политическая карикатура. Автором ксилографии под названием «Присоединяйся или умри» являлся Бенджамин Франклин, который за три года до этой публикации упомянул гремучих змей в сатиристическом комментарии, опубликованном в Pennsylvania Gazette. Комментарий касался политики отправки Британией заключенных в Америку, на что Франклин предложил поблагодарить британцев, отправив гремучих змей в Англию.
Карикатура изображает змею, разделенную на восемь частей. Она олицетворяет собой колонии с Новой Англией в качестве головы и Южной Каролиной в качестве хвоста, отражая их порядок вдоль побережья.
Исторический флаг США известен под названием "Гадсденовский флаг" (в честь своего создателя Кристофера Гадсденома), с изображением гремучей змеи, cвернутой в клубок и готовой нанести удар. Под изображением змеи расположена надпись "Не наступай на меня". После революции флаг использовался как символ американского патриотизма, символ разногласий с властью или как символ поддержки гражданских свобод. Следует заметить, что изображения именно гремучих змей были распространены в местах расположения тринадцати колоний.
Изображение змеи оказалось очень распространенным на марках разных стран:
Завершить беглый просмотр хотелось бы одним из самых предсказуемых в данном контексте сюжетов – Грехопадением, который в индоевропейской мифологии послужил образованию "теории "Основного мифа".
Адам и Ева. Иллюстрация из манускрипта X века Escorial Beatus
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева
Тициан. Адам и Ева
Альбрехт Дюрер. Адам и Ева
Микеланджело. Грехопадение. Сикстинская капелла
Подбор материала: Вера Ганжа