Искусство caritas Саида Ахмади

В последний день VI Большого Скульптурного салона, проходившего с 13 по 30 сентября в Мыстецком Арсенале, не могла не привлечь внимание возня ребятишек у фигуры девочки с шариками и корзиной художника иранского происхождения, который живет и работает в Украине, Саида Ахмади. Дети все пытались дотянуться до «воздушных» шариков или хотя бы дернуть за «веревки», которыми, будто охватив статическую фигуру девочки, играет ветер.

Деревянную скульптуру «В ожидании ветра» зрители могли видеть уже не впервые. Она экспонировалась в одноименном проекте в «Харьковской муниципальной галерее» и в галерее «Триптих» в Киеве в 2006 году. Удостоилась премии на IV Всеукраинском триеннале в 2008 году. Видели ее и на Большом скульптурном салоне 2011 года.

В ожидании ветра


Такая «миграция» скульптур созвучна с идеей художника, что его произведения – это следствие саморефлексий, «диалога» с Богом. Каждый его проект - это продолжение, дополнение к предыдущим замыслам. Художник уже начал работать над скульптурой «Мальчик с воздушным змеем», в пандан девочки с шариками «В ожидании ветра».

Приехав в Украину, художник не только получил новые знания и умения, по словам Ахмади, здесь он «осознал себя христианином». С новой верой он связывает свои работы, а искусство Ахмади называет «интимными отношениями с Богом, перед которым и будет отвечать». «Я не могу говорить о своих работах, не упоминая христианство, хотя это может сегодня звучать банально. Моя работа – это моя сущность, фундаментально о чем я думаю, моя философия, на основе которой я логически выстраиваю свои поступки как в искусстве так и в жизни». – начал свою встречу со зрителями Ахмади на Скульптурном салоне. Таким образом, художник стратегически оперирует социально кодированной идентичностью, контекстуализирует её.

Не случайно в первой персональной выставке «В ожидании ветра» (2006), в которую входили скульптура, коллажи, графика, Ахмади обращается к библейскому сюжету прозрения Савла по дороге в Дамаск. Эту историю художник считает «автобиографической»: если в юношестве Ахмади ненавидел религию, воспринимая ее как рычаг управления, способ наживы, то в тридцать лет художник, как библейский Савл «прозрел», «обретя покой и получив ответы в Святом Писании».

Святой Павел


Дрейфование в информативном потоке в поиске ответов Ахмади представляет в серии «Всадники» (2000), которую включил в экспозицию «В ожидании ветра». Под влиянием скульптурных композиций итальянского художника Марино Марини художник создал бронзовые скульптуры всадников, которые с опущенными поводками бродят, спотыкаясь и падая, в поиске ответов на онтологические вопросы: кто мы, откуда мы, куда идти, к чему стремиться, за что бороться. Эти вопросы не давали покоя Ахмади еще с юношества и побуждали к мыслям о самоубийстве.

 

Темы бессмысленности эфемерной борьбы за власть, славу, материальные блага, которые в масштабах вечности нивелируются, художник затрагивает в скульптурах «Портрет воина», «Последний воин» (2003), который с надрывом падает на колено, не выпуская однако оружия.

Последний воин


Продолжением рефлексий об извечной борьбе, в которую, так или иначе, вступает каждый человек, где неизбежное поражение личных и человеческих империй вылились в проект «Победителя нет? Шестая печать», который Ахмади показал в Харькове в 2010 году. 

Исчезнувшая империя


Ахмади интересует тема Апокалипсиса, которою он интерпретирует как время радости, свершения надежд. Художник отвергает апокалиптику нашего времени, когда речь идет о конце всех концов. Своими работами скульптор предлагает остановиться, временно «отдохнуть» от перманентного потока «симулякров». Он обращается к усталому современному человеку, который вынужден двигаться от образа к образу, от знака к знаку. Зрителю, которому остается дистанцироваться от «образно-знакового» насилия через цинизм, равнодушие или скуку. Христианство Ахмади можно мыслить, избегая границ определенной догматики, а вслед за Джанни Ваттимо сказать: «Верю, что верю», - акцентируя на постулате caritas.

По замыслу автора, ядром экспозиции «Открытое небо», которую зрители могли увидеть на Большом скульптурном салоне, должна стать композиция «Комната. Надежда». Как утверждает сам художник, выставка посвящалась людям, которые потеряли надежду, «должна дать покой страдающим без видимой причины». Однако экспозиция могла восприниматься и как приобщение зрителя к дневнику автора, где он фиксирует, описывает, или же интерпретирует индивидуальный опыт. 

Входя у выставочный зал, зритель «сталкивается» с работой «Продавец мечты». В обвязанную нитями конструкцию Ахмади поместил фигуру мужчины, который тянется к птице. Эта композиция напоминает инсталляции японской художницы Чихару Шиота с ее паутиной связи вещей и вселенной. Однако Ахмади не создает ауру, он связывает фрагменты частной и коллективной памяти. Художник использовал паттерн из своих детских воспоминаний. На родине Саида, в Иране, на подобных приспособлениях продавцы носили столь желанные игрушки. Мечту в своей композиции Ахмади изобразил в образе птицы, которая напоминает голубя и отсылает к христианской символике.

 

Продавец грез


Такие же голубые нити Ахмади использует и в композиции «Комната. Надежда». В центре автор размещает ось – древо жизни, которое нитями связывает со стулом, что, с туго натянутыми веревками, напоминает ткацкий станок (на нем человек сам создаст узор жизненного полотна), сундуком и стулом-основой-корнем, на котором стоит девочка-подросток.

Комната. Надежда


На внутренней стороне крышки обтянутого нитками сундука Ахмади наклеивает свое детское фото с братом и неизменное колесо, которое не покидало еще ни одной выставки художника. Тему опыта разлуки, где ностальгия в Ахмади сочетается с витальностью, автор продолжает в коллаже «Дневник памяти». Здесь он также использует рядом с рисунками людей, животных старые фотографии. «Вот тут – мы с братом в чемодане. С ним всегда приезжал наш дедушка, – рассказывает художник, – Воспоминания – они связаны с болью, они ранят душу. Это невозможно было переживать, принимать». Однако это только момент земной жизни, как пузырьки на луже в видео «Дневник памяти». Посетители, по замыслу, должны найти «Дневник памяти» в сундуке «Комнаты. Надежда», где этот выразительный элемент должен дополнить, «упорядочить» пространство, насыщая его дополнительными смыслами, где пространство в свою очередь артикулировало бы значение проекции. Однако в Мыстецком Арсенале художнику не удалось реализовать замысел. Поэтому посетители садились на кушетку напротив экрана, отдыхая после прогулки по залам Скульптурного салона.

 

 

Дневник памяти

 

Скульптор постоянно затрагивает тему детства, точнее – интересует его именно подростковый возраст – момент инициации. Образ девочки-подростка художник, кроме представленных на Скульптурном салоне «Комната. Надежда», «В ожидании ветра», «Цветочница», используется и в скульптурах «Радуга», «Не оставляй меня одну», «Чему ты радуешься», где фигуры как замерли в ожидании. 

Цветочница


Ахмади избегает детализации образа, сознательно упрощает формы. Создать собственный визуальный язык художнику помогают детские рисунки, анализом которых увлекается Саид. Он убежден, что хороший художник должен «творить» чисто «как дети, но учитывать при этом фундаментальный багаж добротного ремесленника».

 

 

Ирина Демкив