Искусство Индии: когда прошлое интегрировано в будущее
Диалог индийских художников с мировым искусством возник не сегодня: еще в 1873 году первый приз на важной междунарождной выставке в Вене достался Рави Варма, теперь уже классику живописи. Однако в начале ХХІ века экспансия на мировой арт-рынок стала особо мощной. Вот почему Первую биеннале в Индии можно считать самым логичным арт-событием пятилетия. Как она может навредить местным художникам, и где в таком случае искать источники чистого искусства?
Бхарти Кхер создает полотна из бинди: наклеек-точек на лоб, которые индианки носят в области третьего глаза. Помимо абстрактных полотен, Бхарти делает фигуры животных из стекловолокна, которые тоже украшает бинди
Важная черта индусов: стремясь выйти на мировую арт-сцену, они не пытаются устроить перформанс с топором, отрубающим культурные корни, чем грешат некоторые европейские коллеги. По сей день здесь чтят опыт поколений и активно им пользуются. Однако, несмотря на крепкую связь с традициями, индийские мастера никогда не ограничивались ими, пытаясь развиваться наравне с мировыми художественными течениями.
Новое искусство Индии по-прежнему глубокое, индивидуальное и уж точно актуальное. Оно похоже на живое дерево, в котором прошлое, настоящее и будущее закодировано в годовых кольцах, нарастающих по кругу. Это притом, что у массового зрителя contemporary art ассоциируется скорее с металлическим столбом, под которым кто-то справляет нужду – разумеется, в рамках перформанса.
М.Ф. Хусейн не боялся разумных экспериментов над традиционными образами, за что однажды был обвинен националистами в непристойности. К счастью, художника признали невиновным. Фото: artaktivist.org
Хорошо известный миру Субодх Гупта также черпает образы из многовековой культуры своего народа. Это же касается Тайеба Мехта, Атула Додия и Бхарти Кхер, которая создает полотна и скульптуры, украшенные бинди, и является, пожалуй, самой известной индианкой в арт-мире. Историческими и религиозными мотивами вдохновлялся и ныне покойный М.Ф. Хусейн, картина которого «Ганга и Джамна» (1971) в 2008 году продалась на Christie's за $1,6 млн.
Суммарно плоды творчества индийских художников оцениваются в несколько сотен миллионов долларов. Все создатели «золотовалютного запаса» искусства Индии, принятые в мировое арт-сообщество, развивались органично, поэтапно. Они не старались сломать себя, исходя из запросов рынка – их заметили и оценили такими, какими они есть.
Субодх Гупта вложил в каждую из 8 рук индийского божества символ современного мира
Чем потенциально опасна биеннале?
Биеннале пахнет деньгами, соблазняет молодых художников форсировать события и вместо плавной неспешной работы над собственным стилем начать играть на эпатаже, штампуя кричащие объекты, которые падают в цене так же быстро, как выстреливают (если выстрелят).
Там, где искусство всегда поражало искренностью и точностью, может появиться гора арт-мусора. Неизбалованные выставками художники вовсю бросились рисовать на холстах и заборах странные абстракции, отреагировав на объявления о том, что «на биеннале приедет известный куратор из Tate Modern».
Скульптура Саттиша Гупты, установленная в Международном аэропорту им. Индиры Ганди в Нью-Дели
Находясь в Кочи, украинский уличный художник Waone из дуэта Interesni Kazki и журналистка Кристина Обломская проигнорировали биеннале: «Вокруг мероприятия собралось слишком много молодых людей, изображающих из себя «артистов» при отсутствии внятных работ. Еще один показательный момент – мы рисовали там, и каждый, кто шел мимо, говорил: «А, вы рисуете для биеннале!». Все воспринимали это не как рисование просто для удовольствия, для себя, а как часть всеобщей биенале-лихорадки».
Жаль, что нередко масштабные фестивали вызывают странное расслоение арт-пространства: признанные художники еще больше вырастают в цене, ширпотребные подражатели попадают в прослойку со средней степенью известности и стоимостью работ, а молодые мастера с громадным талантом и потенциалом уходят в андеграунд, не желая заниматься эпатажем и действовать в рамках конъюнктуры.
Та же история с Индией: на период биеннале, которая, кстати, спровоцировала несколько акций протестов, перспективное молодое искусство в лучшем случае не сдвинется с места, а в худшем – сознательно уйдет в тень.
До Субодха Гупта никому не удавалось привести национальную посуду к мировой известности
Где искать «не синтетику»
Стоит хоть раз посетить местную деревню, и станет понятно, почему живопись у индусов в крови. Когда индийская домохозяйка протягивает гостю тетради со схемами семейных узоров, кажется, будто тебе на коленки положили душу со словами: «Вот, погладь». Искренность зашкаливает.
Утром и вечером прилежная индуистская жена должна рисовать у порога семейный орнамент, оберегающий дом от злых духов. Дизайн она разрабатывает сама.
Художественные навыки – часть приданого девушки из провинции, без них замуж не выйти.
Чувство композиции и цвета передается и ее детям: в этом легко убедиться, побывав на уроке рисования в местной школе.
Рави Варма, рожденный в Керале во времена Британской Индии, никогда не имел титула раджи, но в Европе вошел в историю искусства как Раджа Равви Варма, принц-художник
Иногда кажется, что люди, животные, дома, интерьеры, традиции – все в этой стране пронизано и связано артом, как бусины – леской. Разумеется, речь идет не о крупных городах – там искусство, подъедаемое глобализацией, вынуждено прятаться в музеях и галереях. В глубокой провинции оно свободно гуляет по улицам, покрытым пылью (страна контрастов, как-никак).
Тем, кто мечтает стать коллекционером, но еще не заработал для этого достаточно денег, рекомендуем обратить внимание на уличных художников.
В том же Кочи есть магазинчики, владельцы которых являются одновременно и продавцами, и художниками, рисуют приятные академические холсты или, напротив, сочный примитивизм, без претензии на гонорары и славу Демиена Херста. К примеру, неизвестный автор предлагает работы с равнением на технику Равви Варма по цене 80-100$ за холст.
Колоритные работы с легким налетом фольклора найдутся и в магазине художника в Махабалипураме – древнем городе на юге Индии. Неподалеку от его лавки расположены мастерские каменщиков: там скульпторы высекают высокие фигуры Сарасвати, Шивы и других богов, образы которых использовал тот же Гупта, вкладывая в каждую из 8 рук божества символ современного мира.
Абстракции Равви Мандлик
Скульпторы приглашают на экскурсию в мастерские бесплатно, ненавязчиво предлагая купить сувенир на прощание.
К слову, Махабалипурам, возникший в VII веке, насыщен памятниками архитектуры эпохи Паллавов (IV-IX вв.). Так что ехать туда стоит однозначно.
Адити рисует лаконичные и тонкие работы углем и акварелью, Анант создает полотна сочных, характерных для Индии цветов, Анжу фантазирует на тему фольклора, Гива Патель в наивной форме, но с ноткой печали иллюстрирует повседневную жизнь индусов. Мумбайская художница Дхруви Ачария рисует самобытные портреты соотечественниц, комиксы на тему индийского эпоса и занимается стрит-артом.
Колоритные комиксы создает также Читра Ганеш, дочь индийских эмигрантов, обитающая в Нью-Йорке. Она же делает современные портреты, рисует фантазии на тему фольклора и религии, а еще составляет сумасшедшие коллажи с третьим глазом, слонами и другой характерной символикой. В Индии ее работы встретишь нечасто, зато они выставлялись в нескольких галереях Нью-Йорка, включая МоМа, а также в Германии и Корее.
«Рай» Читры Ганеш
По возможности стоит отследить выставку с участием Ракиб Шах, который, по его словам, вдохновляется классическими узорами на текстиле Кашмира и работами Босха. Ракиб мастерски переосмысляет традиции индийских миниатюр, так называемой могольской живописи.
Классические образцы этой школы, датированные XVIII веком, представлены в Национальном музее Индии в Нью-Дели и музейном комплексе Red Fort в старой части столицы. Неподалеку от этой крепости находится джайнистский храм, внутри которого нет места, не покрытого росписью или фресками. Здесь преемственность поколений в индийском искусстве становится особенно очевидной и провоцирует у созерцателя тройственный эффект, на который это искусство работает тысячелетиями: глубокий мыслительный процесс, одухотворение и затем – улыбку.
Читра Ганеш создает работы в духе своего времени, не лишая их национального колорита. Одно из направлений ее творчества – современные индийские комиксы
В 2-3 часах езды от Махабалипурама расположена Cholamandal Artists' Village – арт-деревня внутри селения Инджамбаккам. В 60-х здесь жили художники-модернисты, которые наполняли местную галерею собственными полотнами. Она работает по сей день.
В галерее Chemould Prescott Road в Мумбаи представлены работы Анжу Додиа, Адити Сингх, Дхруви Ачария, Ананта Джоши и многих других. Есть здесь и творения упомянутого выше Аттула Додиа – в том числе знаменитые рисунки, выполненные на железных шторах. Додиа вообще смело переплетает реалии, мифы и фольклор родной страны с западными мотивами. К примеру, изображает героев «Рамаяны» на фоне декораций в мондриановском стиле.
Аттул Додиа. Рисунок на металлической шторе торговой палатки
Картина Аттула Додиа «Отец», выполненная на металлической шторе
Читра Ганеш. Портрет. Уголь, бумага
Адити Сингх. Расплескивание дня. Уголь, акварель
Комиксы Читры Ганеш
Дхруви Ачария. Приди, цитра. 2010. Цитра – струнный щипковый инструмент, наиболее популярный в XVIII веке
Дхруви Ачария. UMA
Танцующий Шива. Бронзовая статуя XII века. Экспонат Национального музея Индии
Работа авторства Surekha (2008). В своих видеоинсталляциях и фотоработах она преимущественно исследует роль женщины в общесте. На фото мы видим человека, лицо которого полностю закрыто связками жасминовых цветов. Такие связки продаются на рынке. Одни женщины вяжут их весь день, другие покупают их и вплетают в прическу. Подобные связки используются также в разного рода церемониях
В качестве материала для инсталляций Анита Дюбе использует глаза, которые фабрика производит для статуй богов в индийских храмах
Художник в Махабалипураме, который продает свои работы в собственной лавке
В мастерской художника. Махабалипурам
Мастерская в Махабалипураме
Скульптор в Махабалипураме
Елена Скачкова
Фото: ilyafedorov.com, gallerychemould.com, www.ajivn.com, naturemorte.com, artinvestment.ru, «Википедия», magazine-fish.ru, artaktivist.org, www.chitraganesh.com, личный архив автора.