Искусство – НОРМА жизни!
Когда художнику становится тесно в пространстве арт-галереи, он начинает искать иной выход для своего творчества. Когда художник ограничен узкими рамками навязанной концепции, он начинает задыхаться. И снова ищет иной выход для творчества. Когда галереи нивелируют один из самых основных двигателей творческого процесса – непосредственный контакт артиста со зрителем, уничтожая задушевное общение тяжелыми гардинами пышной презентации – художник окончательно отрывается от современного для него контекста. И продолжает искать иной выход для творчества. Но если этим художником оказывается Игорь Гусев, он сам начинает создавать подходящие условия для творчества, открывая совершенно новое видение арт-пространства, максимально удаленное от основной – коммерческой – идеи галереи. Так появилась галерея «Норма» – луч света андерграунда в темном царстве мейнстрима!
Никита Кадан. Процедурная комната. 2011
В 2007 году Игорь Гусев начал проводить серию акций на Староконном рынке, пропагандируя идеи арт-рейдерства – захвата территорий в пользу современного искусства. Тогда он наглядно показал, что орудием творчества может оказаться кусок мяса, разбитый комакт-диск, горсть каштанов – да все что угодно, любой хлам! Что арт-пространство – это не обязательно стерильные стены галереи. Что территорией для творчества может служить и базар – со всем его макрокосмом, торгашами, бомжами, экзистенциальной вонью, маргинальной субкультурой. Так менялась точка восприятия произведения искусства зрителем, который только что видел, например, мухобойку, продающуюся у какой-то бабушки, и тут же он видит ту же мухобойку, вписанную в контекст арт-объекта!
Мэр Борман. 2010. Кураторы Игорь Гусев и Сергей Зарва
Таким образом Гусев как бы открыл украинскому зрителю lo-fi art. Когда художник намеренно отказывается от привычных материалов в пользу того, что оказалось под рукой. Когда художник намеренно отказывается от уютных стен галереи, чтоб вернуть своему искусству утраченный дух бунтарства, исчезнувший дух провокации! Когда художник создает арт-объект на глазах у зрителя, который невольно сам включается в процесс творчества.
Мирослав Кульчицкий. Вещи с акцентом. 2010
В конце 2008 года открылась галерея «Норма» – плацдарм для очередных экспериментов с взаимодействием между артистом и зрителем, ставшей настоящей точкой сборки одесского андерграунда. Впрочем, галерея – это весьма условное название для подобного арт-пространства, о чем и говорится в сопроводительном тексте к одной из первых выставок в «Норме»: «Группа одесских художников, известная своими акциями на Староконном рынке, принимает решение о проведении ряда проектов на новой территории. На этот раз для своей идеологической базы художники выбирают выставочное пространство с условным названием галерея «НОРМА». Это пространство существует благодаря средствам художников и их неравнодушных друзей. Что позволяет свободно и непосредственно устремляться от духовного к материальному и наоборот».
Александр Венецкий. Бахчебук. 2010
«Норма» (Новая Одесская Русско-Маланская Альтернатива) расположилась во дворе в самом центре Одессы, и сразу же обозначила необычную для галерейного бизнеса концепцию арт-пространства, планомерно уничтожая сложившийся стереотип взаимоотношений между галереей и артистом. Гусев, старательно избегая столь неоднозначный для каждого художника образ галериста, позиционирует себя скорее хранителем «Нормы», нежели ее руководителем. Таким образом, в «Норме» сместились акценты с диктатуры кураторства в сторону коллективного творчества. Не существовало никаких процентов с продаж – «Норма» их не брала принципиально. Художник был максимально доступен зрителю на каждой выставке. Понравилась тебе, допустим, какая-то работа, подходишь непосредственно к автору и тут же с ним и договариваешься о сделке – без всяких посредников и комиссий. Работы, впрочем, зачастую вообще были не ориентированы на продажи. И артисты сразу же откликнулись на этот посыл, используя «Норму» как площадку для художественного жеста, провокации. Как это было на выставке «Снимай трусы или проваливай» киевского художника Сергея Кузнецова, где зрителю предлагалось обменять любую картину автора на трусы, здесь же – прилюдно – и снятые. Так зрители сами становились активными участниками перформанса, невольно вовлеченные в процесс акционизма.
Мэр Борман. 2010. Кураторы Игорь Гусев и Сергей Зарва
«Норма» вообще любила играть с представлением зрителя о произведении искусства в целом и о выставке как их демонстрации в частности. Постоянно «преодолевая инерции художественного мышления», галерея быстро стала эдаким брендом, лейблом. Зритель мог заранее очертить для себя вектор и приблизительную плоскость выставки. Но лишь очертить – никогда не знаешь, что тебя ждет в «Норме». Это может быть выставка при свечах, как это было с «Жестяным Огоньком» одесского художника Сергея Зарвы, когда отключили свет на всем квартале. Галерея очень изящно вышла из положения, придав выставке особый шарм: в темноте подвального помещения одесская публика ходила между серебром фольги и гипертрофированным зарвовским гротеском советского журнального cover-арта со свечками, сообщая всему происходящему какой-то окрас церковной психоделии. А может быть и «мокрая» выставка фоторабот Александра «Пистона» Постоленко, когда автор ходил и постоянно опрыскивал свои работы водой, модифицируя уже конечный, казалось бы, продукт во что-то иное, добиваясь небывалой динамики таких статичных арт-объектов, как фотографии уличных плакатов и постеров, полностью поменявших свой изначальный контекст в пространстве галереи!
Никита Кадан. Процедурная комната. 2011
Галерея работает только в день презентации, что задает определенный темп развития каждого происходящего события – если ты туда не попал в субботу вечером, ты уже не увидишь экспозиции ни в помещении «Нормы», ни за ее пределами! С помещением для галереи одесские художники тоже, кстати, разобрались весьма показательно. Первое время они сами платили за аренду территории. Через какое-то время «Норму» попросили свернуться. Арендаторы потеряли всякий интерес к не приносящей никаких доходов галерее, и решили сдать площадь под офис. «Норма» провела прощальную выставку-акцию и… продолжила свою деятельность. В том же помещении, с той же концепцией, так же деликатно, но настойчиво, галерея продолжила нести в мир искусства свои идеи, впервые обозначенные еще акциями на Староконном рынке – арт-рейдерство, захват территории в пользу современного искусства!
Сергей Кузнецов. Снимай трусы или проваливай. 2010
Тематика выставок в «Норме», как и на Староконке, самая разнообразная. Амплитуда интересов художников галереи колеблется от прокисших сливок маргинального социума в выставке-воззвании «Наш мэр – Борман!» до эзотерического подтекста выставки Дмитрия Дульфана «Все по 3 гривны». От переосмысления киберпространства (выставка «Кибер-наив» Игоря Гусева) до совершенно новой трактовки мусора, трэша, где сигаретные бычки метаболизируются из неутилизированных отходов в инструмент для художника (воркшоп «Окурки» Леонида Войцехова). Как говорится в манифесте «Нормы», художники «оценивают и осваивают труднодоступные и малопригодные материалы», старясь минимальными средствами достичь максимального когнитивного диссонанса у зрителя!
Игорь Гусев. Рога и копыта. 2009. Воркшоп «Плот и кровь». Куратор Игорь Гусев
Собственно, именно галерея «Норма» как-то раскрепостила и сформировала молодое поколение художников, подготовив почву для очередной волны творческого эксперимента. Так оно и произошло. Сейчас в Одессе наблюдается необычайный подъем интереса к подобным безбюджетным выставкам, где вновь осваиваются альтернативные галереям пространства, будь то заросший пруд в опустевшем городском парке или заброшенная стройка в центре города! Именно «Норма» явилась главным катализатором какого-то глотка свежего воздуха настоящего, подпольного андерграунда, так органично и естественно вписавшегося в современный контекст украинского арта!
Александр Лисовский. БРОСАЙ КУРИТЬ! ИДИ ДОМОЙ! 2009. Воркшоп «Окурки». Куратор Леонид Войцехов
Игорь Гусев. Поэма-никотин. 2009. Воркшоп «Окурки». Куратор Леонид Войцехов
Сейчас «Норма» закрывается – увы, окончательно. Подробности выставки киевлянина, участника группы художников «Р.Э.П.», Никиты Кадана – прощальной акции галереи – не разглашаются. Одесский зритель, впрочем, привык, что если в «Норме» происходит какое-то событие, можно ожидать всего, чего угодно, только не скучного тривиального действия! А помещение галереи все-таки превратится в очередной офис, коими так наполнен центр города. Успокаивает одно: мысль о том, что какой-то дух арт-альтернативы, которым пропитан каждый сантиметр этого пространства, еще долго будет мешать нормально работать и функционировать простому офисному работнику из поколения «белых воротничков».
Роман Громов. Эксгумация реальности. 2010
Роман Громов. Эксгумация реальности. 2010
Сергей Зарва. Жестяной огонек. 2008
Александр Топилов