Искусство войны не допустить
На международном фестивале современного искусства «ГогольFest-2015» Влад Троицкий представил зрителям музыкально-театральный проект «Искусство войны», премьера которого состоялась в июне 2015 года – в рамках фестиваля Odessa Classic. Перформанс, поставленный режиссером, организатором и идеологом самого масштабного культурного мероприятия осени, вызвал восторженный интерес публики.
Перформативный спектакль «Искусство войны» создавался Троицким в сотрудничестве с известным украинским пианистом Алексеем Ботвиновым. Именно поэтому огромное значение в нем сыграла музыка таких композиторов, как Бах, Шнитке, Гласс, Гендель. Академические произведения классиков и проекция военных хроник на экране - вот тот контраст, который способен вызвать невероятно сильные эмоции у зала.
Здесь и далее – фотографии перформанса. Автор – Юлия Беба
В основе проекта лежит одноименный древнекитайский трактат Сунь Цзы, посвященный азам военной стратегии, представленный как свод правил для мыслящего воина. Если не быть знакомым с литературным первоисточником, перформанс Троицкого может показаться недостаточно емким, но это обманчивое впечатление. Актеры-символы, – черные танцующие тени на фоне пылающих костров и шагающих шеренг в сопровождении величайших мировых произведений и глубокомысленных цитат великого китайского учителя, – выглядят поистине завораживающе.
«Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина». Война в проекте Влада Троицкого представлена как вынужденная мера, на которую провоцирует сам агрессор, не желая идти на компромисс. Для мужественного воина «попятная» равносильна смерти, а потому, испробовав все возможные способы урегулировать конфликт, он преступает к бою. Цитаты из философского трактата, как никогда, актуальны в наше мятежное время – в условиях информационных войн и геббельсовской пропаганды Кремля. «Сущность войны — обман. При готовности атаковать – демонстрируй подчинение. Когда ты близок — кажись далёким, но когда ты очень далеко — притворись, будто ты рядом».
Демонстративная простота изобразительных средств делает перформанс доступным для широкой аудитории. «Искусство войны» - торжество визуала. Элементы пантомимы, танца, вкрапление документальных видео, вычурная, нарочито заурядная пластика. Извечная тема войны, волнующая умы человечества с незапамятных времен, раскрыта, а все вопросы, мелькающие в голове до просмотра, получают исчерпывающие ответы. Посыл спектакля понятен: «Война – ненасытное исчадие ада, неустанно требующее новых жертв. И только в наших силах не поддаться искушению и не сеять раздор».
Драматизм, военный пафос, психологическая глубина и романтизм, спасающий человечество от отчаяния – именно такие настроения звучат в произведениях великих классиков. Музыка сопровождает фрагменты хроник, и у нас на глазах вершатся судьбы тысяч людей. Марширующие отряды СС, словно загипнотизированные советские солдаты, диктаторы, чьи имена будут долго бояться произносить вслух, кадры страшной трагедии 11 сентября. Образ войны – цельный, и рассматривается авторами в мировом контексте. Ненависть, целенаправленное уничтожение, и, как следствие, распад, бессилие, разрушенные города, обнищавшие страны. Режиссер взывает к силе человеческого духа, к осознанию ценности мира, взаимопонимания, компромисса и согласия.
Об авторе
Роксана Рублевская – журналист, кинообозреватель.
Роксана Рублевская