Итоги пятилетия в украинском арт-процессе

5 ведущих экспертов отвечают на 5 важных вопросов

Статья из ART UKRAINE №5(29-30) сентябрь-ноябрь 2012Рубрика ПЕРВЫЙ ПЛАН


1. Охарактеризуйте, пожалуйста, основные тенденции в развитии украинского современного искусства последних 5 лет. Чем, по-вашему, запомнится этот период в истории современного искусства?

2. Как менялись за эти 5 лет основные рыночные тенденции в искусстве? Насколько украинский арт-рынок изменился за это время?

3. Кто из украинских художников наиболее продуктивно работал в эти 5 лет? Назовите, пожалуйста, 5 знаковых произведений, созданных за это время.

4. Кого из молодых художников, заявивших о себе в эти 5 лет, вы считаете особенно интересными? За чьим развитием следите, от кого ждете новых проектов?

5. Какие события, произошедшие за это период, оказали максимальное влияние на украинский арт-процесс?

 

Оксана Баршинова

1. Сложно говорить о периоде, который еще только заканчивается. Впечатление такое, что сам «слой» современного искусства стал толще, а его инфраструктура более развитой. Появилась аналитическая составляющая, которая проявилась и в выставочных проектах, и в характере изданий, и в готовности художественной общественности вести дискуссии и обсуждения. Конечно, важным рубежом стало Арсенале, после которого невозможно воспринимать и говорить о современном искусстве как прежде. Осмысление его значения еще впереди.

Судя по моему ответу на вопрос № 3, живопись сдала свои ведущие позиции, переместившись в сферу откровенно коммерческого искусства (кстати, неплохая тенденция времени – хорошее коммерческое современное искусство).

Несмотря на чудовищный консерватизм художественных учебных заведений и музеев, вопиющее отсутствие Музея современного искусства, недостаточность и отрывочность показа истории украинского искусства ХХ века в музейной экспозиции, ощущается приток молодых сил в современное искусство, его более динамичный и разнообразный характер.

 

2. Появились аукционы современного искусства, и создалось впечатление, что сложится его рынок. Появились коллекционеры и меценаты, правда, в последнее время их число не растет, а, по-моему, сокращается. Полезна для формирования и развития арт-рынка регулярность ярмарок и салонов, которые проводятся в Мыстецком Арсенале.

 

3. Мне показалось, что на слуху были имена Арсена Савадова, Олега Тистола, Василия Цаголова, Николая Маценко, Александра Ройтбурда, а также Никиты Кадана, Жанны Кадыровой, Лады Наконечной, Стаса Волязловского.

Сложно говорить об отдельных произведениях, скорее это проекты или развитие во времени интересных идей. Запомнились: «Медиакомфорт» Александра Гнилицкого и Леси Заяц (2007), «Крылья» Тиберия Сильваши (2008), видео «Kyiv Classical» Тараса Полатайко (2008), «Памятник новому памятнику» в Шаргороде Жанны Кадыровой (2009) и развитие серии Шансон-арт Стаса Волязловского.

 

4. Наверное, мне интересны те же, кто появился в середине 2000-х: Жанна Кадырова, Стас Волязловский, круг Р.Э.П.а и SOSки, Роман Минин. Новых проектов жду от всех современных художников без исключения.

 

5. Выставки в РАС и Арсенале, просветительская деятельность Культурного проекта, инициативы галерей Боттега (МУХі) и Я Галереи (концептуальные выставки), проекты Фундації ЦСМ.

«Проникновение» современного искусства в традиционный музей (хотя бы опыт Национального художественного музея Украины - «Велика несподіванка» группы Р.Э.П. под кураторством Олеси Островской-Лютой, 2010, «Заручник в НХМУ», серия перформансов, куратор Лариса Бабий, 2011, «Культурний вантаж», куратор Николай Скиба, 2012, и др.), сопровождавшиеся просветительскими программами и обсуждениями.

Издания, направленные как на развитие арт-критики (КОРИДОР, ART UKRAINE, FineArt), так и на осмысление истории современного искусства (выпуски Института проблем современного искусства).

Появление крупных арт-центров вне Киева – Изоляция в Донецке, ЕрмиловЦентр в Харькове, активность Тижня актуального мистецтва во Львове.

Важна поддержка художников и проектов - Премия Малевича, программы Фонда Рината Ахметова.

Думаю, очень весомо заявили о себе такие кураторы запоминающихся аналитических проектов, как Олеся Островская-Люта, Леся Заяц, Галина Скляренко.

 

Екатерина Ботанова

1. По моему мнению, главные тенденции – это: экстенсивное развитие – рост объемов художественной продукции и количества событий в геометрической прогрессии. Это, к сожалению, отнюдь не означает роста качества событий и проектов. Также это влияет на уменьшение аудиторий конкретных событий и проектов: и выставок, и дискуссий.

Развитие институтов и изменение институционального баланса – в 2008 году окончательно закрывается ЦСМ при НаУКМА - единственная крупная не-частная и не-коммерческая организация в стране; вместо них появляются или активизируются частные и государственные учреждения – «Изоляция» в Донецке и М17 в Киеве, а также Мыстецкий Арсенал и Национальный художественный музей. Также активно развивается частный коммерческий сектор - галереи и аукционы. В негосударственном публичном секторе начинают активно работать CSM (Фонд ЦСМ) и ЦВК.

Значительной мере формируя общий «климат», большие институции не только в значительной мере расширили аудиторию для современного искусства, но и сформировали и продолжают формировать ее аппетиты спектакулярного искусства.

Также в этом контексте важно появление и активное развитие институтов "в регионах" - преимущественно, Донецк, Днепропетровск, Харьков.

Проект «Революционные моменты» (в Фонде ЦСМ, кураторы - Юрий Онух, группа Р.Э.П., 2009) фактически зафиксировал начало активного периода не-только-выставок, заявив дискуссии, конференции и воркшопы как активно используемую форму исследовательских и образовательных проектов.

Появление самоорганизующихся сообществ и кураторских объединений, противостоящих превращению в институции или сотрудничеству с ними. Основываясь на волонтерском энтузиазме, взаимоподдержке, горизонтальном принципе работы и работая в области левой социальной критики, они являются интересным форматом художественной работы в гипер-коммерциализированном климате с минимальной публичной поддержкой.

 

2, 3. Я не считаю себя экспертом по украинскому арт-рынку и не очень хочу им стать, но нельзя не заметить, что за этот период в публичном дискурсе о современном искусстве цена и продаваемость художника значительно чаще стали ассоциироваться с его важностью и с ценностью произведений. Новости об успешных или рекордных продажах можно встретить чаще, чем информацию об участии художников в важных международных (некоммерческих) проектах. Часть дискуссий после публичных лекций о современном искусстве обязательно приходится посвящать дебатам о цене-ценности-важности. Также стало очевидным то, как художники и художницы, в частности, начинающие, сразу представляют свои проекты в пространстве и в формате галерей.

Из чего я делаю вывод, что рынок растет и развивается, только сомневаюсь, что без поддержки образования, эксперимента, исследовательских и критических проектов (которые являются априори некоммерческими) это положительный фактор и для художников, и для культурной ситуации в целом.

 

4. На мой взгляд, имеет смысл говорить о важных проектах или событиях (как определенный коллективный процесс и результат), но я очень против персональных рейтингов художников, которых и без того много в украинских медиа в последнее время (не говоря о сомнительности того, когда начинается и заканчивается "молодой" художник?). Рейтингование - исключительно рыночный инструмент и ничем, по сути, не отличается от оценки работы по ее рыночной стоимости.

Я жду новых проектов от ВСЕХ художников и художниц и, если честно, часто от не очень молодых гораздо больше, чем от тех, кому до 30-ти.

 

5. Изменение политического климата почти 3 года назад, положившего конец возможности диалога с властью, возможности реформ в публичном секторе и "выбросило" из государственной и местной власти немало молодых кадров.

Появление или реформирование ключевых институций - Мыстецкий Арсенал, «Изоляция», Национальный художественный музей. Особенно, НХМУ, который, по крайней мере на время, стал флагманом музейных реформ и позволил представить, что украинский музей - это живая и динамичная структура, где есть место современному искусству как процессу.

Запуск «Коридора» - независимого критического онлайн-журнала. Когда он начинался более 2 лет назад, нам не верили, что будет кому и о чем писать. Сегодня с нами сотрудничают интересные критики и кураторы не только из Украины (часто также и художники). Те авторы, которые начинали с нами, сегодня активно пишут и в другие издания, курируют проекты. «Коридору» удалось стать не только критическим ресурсом, но и определенной (само)образовательной платформой.

Премии для молодых художников - Премия Малевича (основана в 2008 году Польским институтом в Киеве и CSM (Фондом Центр Современного Искусства)) и Премия ПинчукАртЦентра (2009). Сегодня трудно представить, что еще 5 лет назад в Украине не было ни одной премии, потому что сейчас уже и премий достаточно много. Премии не только структурируют художественную среду, помогают карьерам художников, подталкивают и экспертов, и художников к ответственным публичным заявлениям и поступкам, они являются определенным ориентиром для зрителя, который часто теряется в дебрях украинских "известных" и "дорогих" художников.

Я уверена, что многое в художественном процессе сегодня происходило бы по-другому, если бы не появилось направление "Культурное достояние", а в ней программа "и3" Фонда "Развитие Украины". Можно (и нужно) много дискутировать о том, как пахнут чьи деньги. Однако многие не только отдельные проекты или инициативы, но и фундаментальные процессы (как то музейная реформа или возможность экспериментального, лабораторного искусства) были бы просто невозможны без этой программы. До сих пор это единственный пример открытой и профессиональной поддержки культуры - пусть и не из публичных, но из частных фондов.

Ну и, как говорится, the last, but not the least, конфликт вокруг Центра визуальной культуры и Могилянки позволил расставить очень важные точки над «і». Едва ли не впервые в нашей новейшей истории художественной среде пришлось четко определиться со своей этической позицией и публично задекларировать ее. А потом определиться еще раз, готов ли каждый из нас быть пушечным мясом.

 

Константин Дорошенко

1. Минувшие 5 лет примирили украинское общество с фактом существования современного искусства. Мещанский дискурс "я тоже так нарисовать могу" все еще актуален, но без агрессивных последствий. Более того, благодаря фигуре Виктора Пинчука современное искусство стало феноменом местной моды. В этом есть подвох для художников, но для общества - процесс положительный.

 

2. Арт-рынок, собственно, в эти годы лишь начал проявляться, выходить из серой зоны. "Цех", Mironova Gallery и еще несколько галерей создали прецедент открытой коммерческой деятельности вместо кокетства на тему выставочных залов. Художники, впрочем, остаются в большинстве алчными и предпочитают продажи из мастерских, размывая собственные бренды.

 

3. Что значит продуктивно? Количество выставок? Навязчивого присутствия в массмедиа? Тут лидеры Кадан и Чичкан. А если о значимых вещах с точки зрения искусства говорить, я отмечу реализацию Савадовым серии программных полотен, задуманных им еще на заре 90-х, возвращение Ройтбурда от хохм к живописи в серии, посвященной Сурбарану, прорыв Кадыровой из дизайна (кафель, цемент) к пониманию ситуативности художественного высказывания.

 

4. Р.Э.П., гомункулус Ежи Онуха, как и следовало ожидать, расслоился на гумус и личностей, готовых к персональной ответственности. Уже состоялась Кадырова. Есть надежды на Гнилицкую, Наконечную, Кузнецова. Кадан оседлал моду и останется с нею в прошлом. Счастливо избежал соблазна хипстерства Гамлет Зиньковский.

Давид Чичкан, вопреки отягчающим обстоятельствам персональной истории, помимо бунта идет путем развития мастерства. Ярко заявили о себе Андрей Сигунцов и Назар Шешуряк в этом году - посмотрим, не случайность ли это. И уже можно быть уверенным в состоятельности и самодостаточности APL 315.

 

5. Кардинальным стало создание РАС. При очевидной ориентированности на популярное, модное, отвечающее обывательскому ажиотажу искусство-развлечение, при пенсионном ритме и подходе (персоналки звезд вместо концептуальных проектов), эта институция создала мост между социумом и современным визуальным. После проектов Марты Кузьмы 90-х выставка "Сексуальность и трансцендентность" стала событием действительно международного значения и интереса. И локальный, и международный художественный процесс стимулируют премии РАС для молодых художников. Отдельный интерес представляет премия МУХi, в частности - принцип, исключающий возможность повторного участия в конкурсе ставших лауреатами. Проекты «Новая волна» и «Миф «Украинское барокко» в НХМУ стали прецедентом осмысленной музеефикации художественного наследия. В презентации себя на Венецианской беннале Украина проявила внятность в проекте Оксаны Мась. Продемонстрированная им тенденция обращенности в сторону небесной канцелярии имеет не только лакированный вид: изгнание ЦВК из Могилянки, эмиграция критика Анатолия Ульянова и другие подобные прецеденты - печальный контекст здешнего арт-бытования.

 

Александр Соловьев

1. Трудно говорить о тенденциях, определяющих именно развитие. Как писал поэт, «лицом к лицу, лица не увидать…». Скорее – о симптомах. Но точно ничего переломного, прорывного, что позволило бы свидетельствовать о тектонических изменениях, скажем, в образной системе современного украинского искусства или появлении в нем принципиально новых имен, не наблюдалось. Все шло своим чередом, «день и ночь сменяли друг друга», те, кто постарше, продолжали исправно писать картины – фигуративные и абстрактные, – преодолевая при этом (надо признать, достаточно успешно) очередной «звуковой барьер» на пути к совершенству, те, кто помоложе, старались следовать общепринятому мейнстриму в виде социально-критической позиции, попеременно проявляя  последнюю в различного рода худактивизме на Родине и по грантовым путевкам – за ее рубежами…

Из позитивного, правда, относящегося не сугубо к образу, а лишь к условиям его создания и сфере репрезентации – какой-никакой, а вполне себе институциональный всплеск. Именно в эту «пятилетку» заявили о себе «Изоляция» в Донецке, ЕрмиловЦентр в Харькове, М17, ЦВК в Киеве… Развернулась на больших оборотах деятельность таких наших новоиспеченных грандов, как PinchukArtCentre и Мыстецкий Арсенал.

Из негативного – участившиеся в последнее время пароксизмы цензуры, в первую очередь радеющей якобы за высокие нравственные устои. Всякие там комиссии по морали, чиновничьи закрытия целых выставок, якобы содержащих признаки порнографии, прямая агрессия и ксенофобия…

 

2. Развивались они парадоксально. С одной стороны, стало больше внешних факторов вовлеченности в этот самый арт-рынок: участие наших авторов в аукционах Sotheby's, Philips, шумиха вокруг т.н. «ценовых рекордов», появление своих аукционов, таких, как, например, «Золотое сечение», ежегодные арт-ярмарки, в том числе с демонстрацией приобретений приватных коллекционеров, чей список все же ширится… С другой, именно сегодня мы снова у разбитого корыта: кривая продаж резко падает вниз. В чем причина – в глобальном кризисе, перегреве арт-рынка (вроде особой жары здесь у нас и не ночевало), инертности, сказать трудно.

 

3. Отвечу только на вторую часть. На мой взгляд, знаковая пятерка могла бы выглядеть так: «Кого боится Херст» Василия Цаголова, асфальты и бетоны Жанны Кадыровой, «Стенгазеты» Стаса Волязловского, «Фио Ленд» Арсена Савадова, «Бартер» группы SOSка.

 

4. Добрыня Иванов, Сергей Петлюк, Артем Волокитин, Гамлет, Даниил Галкин.

 

5. Pinchuk Art Prize, МУХі, Выставка украинского современного искусства в Перми, «Новая волна» в Нацмузее, Александр Гнилицкий,  Худрада, «Патриотизм» группы Р.Э.П., Недели актуального искусства во Львове, Гоголь-фест на киностудии Довженко… Ну, а венец, бесспорно, АРСЕНАЛЕ 2012.

 

Екатерина Стукалова

1. За этот период, на мой взгляд, окончательно оформилось и «зафиксировалось» второе поколение украинского современного искусства. Если до этого как об историческом явлении можно было говорить только о поколении «Новой волны», то теперь генерация художников, вышедших на сцену в нулевых, тоже стала своего рода «историческим», более-менее оформленным явлением.
Вторая важная тенденция – появление новых крупных институций, а именно Пинчук Арт Центра и Мыстецкого Арсенала. При всей неоднозначности их влияния на украинскую арт-сцену, нельзя не признать, что культурный ландшафт они полностью изменили.

2. Я не являюсь специалистом по арт-рынку и не очень хорошо знакома с происходящими в нем внутренними процессами. Из того, что заметно внешнему наблюдателю – украинское современное искусство стало активно фигурировать на западных аукционах. Вообще же, хотелось бы отметить следующую особенность нашего арт-рынка: на фоне дефицита нон-профитных художественных институций, наши коммерческие галереи сплошь и рядом берут на себя функции, значительно более широкие, чем это обычно принято – устраивают конкурсы, финансируют проекты, поддерживают молодые дарования, то есть выходят за пределы зоны чистой коммерции.

3. Не уверена насчет знаковости, но среди запомнившихся мне работ: проект «(По)чому мораль» Анатолия Белова, серия «Своя комната» Евгении Белорусец, «Колиивщина» Владимира Кузнецова, последние проекты Жанны Кадыровой: «цементный свет», асфальтные объекты в ПАЦ, стрит-арт Гомера.

4. Считаю, что большой потенциал есть у Лады Наконечной. С интересом жду новых проектов Евгении Белорусец. Из новых имен – скульптор Иван Светличный. Также всегда интересны кураторские проекты объединения «Худсовет».

5. Учреждение Пинчук Арт Центром национальной премии.
Открытие Мыстецкого Арсенала.
Выставка «Украинское тело», сопровождавший ее конфликт и итоговое выселение ЦВК из Киево-Могилянской академии. А также другие эпизоды цензуры, вандализма и противостояния искусства и идеологии.
Масштабные выставки «Украинская новая волна» и «Миф «Украинское барокко» в НХМУ.
Арсенале 2012.
«Музейный переворот», назначение Татьяны Мироновой и.о.директора НХМУ и общественный резонанс по этому поводу.

 

 

 

Анастасия Платонова