Итоги второго Fast Film Fest - «Страсть побеждает рассудок»
Кроме фильма “Станция Мир”, снятого и сыгранного Олегом Ливандо и Андрееем Пелюховским на орбите фестиваля кино, созданного за 1 день, вращалось еще 55 свежеиспеченныхкиносветил.
В свою очередь сам Fast Film Fest, являясь независимой инициативой, находится в зоне гравитации 41-го МКФ «Молодость» и позиционируется в ее каталоге как «сателитный проект».
Спускаемся на грешную землю. Тема второго Fast Film Fest’а – «Страсть побеждает рассудок». Быть может, сказался выбор темы, не исключено также, что свою роль сыграл рекламный ролик фестиваля, пропагандирующий «черпание идей из жизни» - результатом стало появление целой серии жизнечерпающих кинопроб, снятых и смонтированных с 8 утра до 8 вечера 29 октября 2011.
Показ фильмов состоялся в красном зале кинотеатра «Киев» и длился всю ночь до утра. К сожалению, платой за большой зал с проектором на 8 люменов стала исключительно жесткая квота на вход – 100 посадочных мест, включая членов жюри. В пересчете на 75 зарегистрированных для участия команд оказывается примерно 1,2 человека от каждой команды.
Если на показе фильмов прошлогоднего Fast Film Fest’a в небольшом зале буквально было негде яблоку упасть – люди ползали друг у друга по головам, то на Fast Film Fest’e 2011 – борьба происходила перед вратами зала, обороняемыми 3-ной системой контроля, начиная от билетёрш кинотеатра «Киев», грозящих вызвать милицию, и заканчивая сотрудниками «Молодости», осуществляющими контрольную зачистку. Говорят, ни на одном фестивальном показе этого года не было столь драконовских мер контроля.
Парадокс ситуации заключался в том, что эти баррикады штурмовали авторы фильмов, участвующих в конкурсном показе. Ирония: охрана как в закрытом вип-клубе – контингент участников молодые режиссеры, нищая богема – пусть даже кое-кто из них и смог позволить себе отстегнуть по 50 грн. на брата, оставшихся от «съемочного бюджета»… Абсурд! Очевидно, даже покровительствуя таким живым и молодежным событиям как Fast Film Fest, «Молодость» всё же несколько старовата для них. Хотя, для каждого, кто многие годы к ряду ассоциирует конец октября с запахом кино, витающим в воздухе – «Молодость» по-прежнему хранит ауру демократичности. Большой фестиваль не смог позволить себе маленький киноподарок для всех участников события, которое освежает и дополняет имидж «Молодости» как сказано в ее каталоге.
Проводя 2-й год к ряду (наш конкурс – живой эксперимент по созданию киноработ за 1 день), мы не потратили на событие ни копейки от спонсоров – говорит организатор события Анатолий Слойко. – Все происходит очень быстро, на энтузиазме, за свой счет, по-партизански. Возможно, именно эта энергетика передается участникам конкурса, заставляя их брать всю ответственность на себя, находить ресурсы: технические, человеческие, договариваться, решать возникающие по ходу съемочного процесса задачи. Ведь во многом именно в этом и заключается суть режиссуры.
Думаю, фестиваль следующего года будет иметь серьезную поддержку, что позволит нашему эксперименту развернуться на новом организационном, техническом и творческом уровне. У нас есть что показать: ровно 100 свежих и оригинальных украинских фильмов за 2 года.
Около 90 из них доступно на официальном YouTube канале http://www.youtube.com/user/FastFilmFest и на сайте проекта http://fastfilmfest.org/
Итак, что же было явлено пред светлы очи зрителей и жюри в этом году.
Для начала – победители, согласно официальному вердикту жюри. Гран-при фестиваля однодневных фильмов 2011 не был отдан никому. Обладателем второго места, по единогласному решению вершителей фемиды стал фильм «Станция Мир» Олега Ливандо и Андрея Пелюховского. Фильм, выдержанный безупречно в пределах верхней временной планки работ, допускаемых к показу – ровно 10 мин. – подкупает своей свободой и естественностью высказываний. В отличие от многих работ, зажатых в душные тиски морализаторства или юношеской претензии на оригинальность – «Станция Мир» снята грамотно, исключительно легко, на одном дыхании, полна иронии, игры слов и образов, гипертекстуальности. Не следует преувеличивать значение этой однодневной работы для мирового кинематографа – но в искре таланта ребятам явно не откажешь. А из искры, как известно, разгорается пламя.
Третье место разделили между собой 3 киноработы.
«Музика» (Музыкант), в исполнении Евгения - импровизатора, пожелавшего остаться неизвестным, «Изгнание» - откровения Андрея Кронглевского и «Blue Story» (художественное объединение «Шурупик», режиссер Оля Журба,
дизайн Ярослав Татарченко, в главной роли Федор Сивцов). Если первые два фильма относятся, как в прочем и «Станция Мир», к т.н. «мокьюментари» - производному от скрещивания игрового кино и документалистики, то «Голубая История», претендующая на приз зрительских симпатий, являет собой пример «фантастического реализма» за 1 день. Очевидно, сказалось влияние Мишеля Гондри, а может быть, рекламных роликов, в которых часто используются «дамми» - большие костюмированные куклы. Впрочем, фильму нельзя отказать ни в наличии сюжетной линии, ни во внятности монтажа, ни в некоей душевности, без чего, согласитесь, картинки мелькают бесследно.
В целом стоит отметить, что молодые режиссеры, соревнующиеся за лучший однодневный фильм Fast Film Fest’а – не слишком утруждали себя стилизацией под «классическое кино». Скорее, в большинстве фильмов мы видим наглядный пример кино «дня сегодняшнего», с его поиском индивидуального языка и стиля, внедрением в жизнь, все более испещренную различными медиа-носителями, использованием ресурсов цифровой техники, которая сейчас позволяет получать мягкую и красивую картинку – что прозвучало рефреном в общем потоке фильмов 41-й «Молодости», которая «goes digital».
Из фильмов, не замеченных жюри, отметим:
«Black Widow’s Passion» («Страсть Черной Вдовы») – элегантный нуар, с вертикальным кадром и несколько грустным финалом. Фильм «Мёд» Сергея Пушкарева, подкупающий интересным видением, но со слегка заваленной драматургией, «Никотиновая Страсть» и «Я Вас Всех» - клипы, с авторскими текстами, динамичным сюжетом, волшебное музыкальное видео «Hypercuba»,
ну и ряд фильмов, таких как: «Элтон», «Интервью», «Амок», «Коша-Кино», «El Deseo», «Fallen Low», «Страсть Побеждает» (с Фрицем), «Клептомания», «7136042», «Без…», «Бабочки сходят с ума», «SHY»… И, конечно же, два «мясных» шедевра: «Нокаут» и «Фунт без Малого».
Впечатления жюри были неоднозначными.
«Этот показ был похож на сон – говорит Алиса Ложкина, глава жюри – картинки мелькали перед глазами, не всегда они были удобоваримыми. Кое-что мне хотелось бы пересмотреть вновь, чтобы сложить окончательное впечатление».
«Дві речі запам’ятались з цьогорічного показу – делится впечатлениями Сергей Проскурня – Вікіпедія, до якої автори одразу полізли у пошуках відповіді на запитання «Що є пристрасть», «що є розсудок», та м’ясо – якого чомусь було багато цього року. Але хочу відзначити, що цього року на порядок зросла художня якість робіт».
«80% увиденного нами было откровенным дерьмом – сознается Евгений Карась – но были и проблески. Кое-где звучал киноязык – и это воспринималось как награда за терпение».
«А мені сподобалось майже все – говорит Артур Белозеров, вручая одному из участников специальный приз за 14-е место в виде помятой бумажки – Дуже вам дякую!»
Не смотря на бешеную скорость, стихийность такого явления как Fast Film Fest, и элементы абсурда, сопровождавшие показ – событие успешно состоялось, фильмы были сняты и показанны на высоком техническом уровне, за что отдельное спасибо МФК «Молодость». Порадовал МС Ромчай, ведущий мероприятия, который в промежутке перед церемонией оглашения победителей, подойдя к фортепиано, вдруг запел замечательный блюз.
Сюрпризов было много. В сущности, каждый фильм на этом фестивале был сюрпризом. Так Держать!
Подробнее на сайте:
фильмы-конкурсанты 2011 и 2010 на канале FastFilmFest:
http://www.youtube.com/user/FastFilmFest
Ульяна Боднарчук (кинообозреватель)