К 135-летию со дня рождения Максимилиана Волошина
Вся атмосфера здесь — невидимый сияющий мозаикой храм...
Для легендарного Дома-музея М. А. Волошина, являющегося сердцевиной Коктебельского эколого-историко-культурного заповедника «Киммерия М. А. Волошина», который играет исключительную роль в художественно-литературном пространстве как Украины, так и России, 2012-й – год особенный по своей значимости.
Предстоящее главное событие 2012 года – это широкое празднование 135-летнего юбилея М. А. Волошина, которое запланировано музеем в рамках Х Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь», включающего (уже традиционно) литературный фестиваль, открытый литературный конкурс в интернет-формате, художественный пленэр, международную научно-практическую конференцию «Волошинские чтения», вручение Международной Волошинской премии.
О том, как торжественно и разнопланово будет праздноваться осенью 2012 года день рождения кумира Коктебеля, особенно ясно могут представить себе, кроме сотрудников ДМВ, и все участники предыдущего – ІХ «Волошинского сентября» и художественного пленэра «Коктебель-2011», проходившего 5–19 сентября 2011 года.
Ежегодный симпозиум в Коктебеле проводится Домом-музеем М. А. Волошина совместно с КРУКЭИКЗ «Киммерия М. А. Волошина» (Феодосия), Союзом российских писателей (Москва) и журналом «ШО!» (Киев) при содействии Министерства культуры и искусства АР Крым. Талантливыми и перспективно мыслящими создателями этого симпозиума, появившегося в 2003 году одновременно с культовым фестивалем «Коктебель Jazz», являются директор ДМВ Наталия Мирошниченко, московский поэт Андрей Коровин и генеральный директор КРУКЭИКЗ «Киммерия М. А. Волошина» Борис Полетавкин.
За годы существования коктебельского симпозиума «Волошинский сентябрь» в нем приняли участие 1500 литераторов, художников и представителей других творческих профессий. В 2011 году в проектах ІХ симпозиума участвовали представители 26 государств: России, Украины, Грузии, Белоруссии, Казахстана, Армении, Молдовы, а также Великобритании, Австралии, США, Канады, Израиля и др. – всего более 200 человек. Среди них – поэт, лауреат международных поэтических премий, возглавивший жюри симпозиума, Бахыт Кенжеев (Нью-Йорк), президент Союза литераторов Польши Марек Вавшкевич (Варшава), советник-посланник Посольства России в Украине Андрей Воробьев, известные поэты Александр Кабанов (Киев) и Сергей Жадан (Харьков), министр культуры АР Крым Алена Планида, заместитель директора Польского института в Киеве Анна Лазар, член Professional part International Society of Marine Painters и Всеукраинского союза художников «БЖ-АРТ» Сергей Коваль (Феодосия), исследователь русской культуры Мари-Од Альбер (Париж). Именно ей, подвижнице, пропагандирующей наследие Серебряного века во Франции, была присуждена Международная Волошинская премия в номинации «За вклад в культуру».
(Небольшая ремарка, иллюстрирующая банальную истину, «как тесен мир». Как выяснилось, супругом Мари оказался экс-киевлянин Сергей Чепик, в 1970-е – студент живописного факультета Киевского государственного художественного института, сын ныне покойного украинского живописца Михаила Чепика. Сергей с супругой обитают в Париже, но как художник он больше известен в Лондоне, в галереях которого регулярно выставляется).
Всего в рамках IX симпозиума состоялось более 60 мероприятий, среди которых особый интерес представляли круглые столы на темы «Современная литература стран СНГ: притяжение или отталкивание?» и «Открытое общество ХХІ века: интернациональное или национальное?»; вечер «Поэзия и джаз»; вечера поэзии Украины, России, Армении, Грузии, Казахстана, Узбекистана, Молдовы; поэтические мосты «Россия-Украина» и «Россия-Польша»;, вечер, посвященный 125-летию Н. С. Гумилева; концерт композитора Виктора Попова по мотивам произведений М. Цветаевой, О. Мандельштама, И. Бродского; театрализованная акция «Поэтическое шествие»; мастер-классы по поэзии, прозе, современной драматургии, авангардной поэзии и верлибру.
В рамках симпозиума объявлены итоги ІХ Международного литературного Волошинского конкурса, где было рассмотрено более 2000 произведений. Победители в многочисленных номинациях – преимущественно из России и Украины – были награждены дипломами и книгами партнера конкурса, московского издательства «Водолей», а также новым уникальным изданием редкого труда Максимилиана Волошина «Василій Івановичъ Суриковъ. Жизнь и творчество» (издал его Дом-музей М. А. Волошина совместно с меценатами – корпорацией «Консалтинговая группа “Рубаненко и партнеры”» в рамках уникального издательского проекта раритетных изданий «Из мемориальной библиотеки М. А. Волошина»).
Живо заинтересовали участников симпозиума мастер-классы украинской делегации художественного пленэра «Коктебель-2011», а именно – художников секции декоративно-прикладного искусства и членов секции критики Киевской организации Национального союза художников Украины: Натальи Гронской (авторская техника росписи на шелке), Галины Дюговской (авторская техника традиционной куклы-мотанки), Веры Томашевской (авторская техника керамической пластики), Владимира Балыбердина (горячая эмаль) при участии искусствоведов Тамары Придатко и Зои Чегусовой.
Яркое впечатление произвел мастер-класс по плетению из лозы руководителя польской делегации художественного пленэра – президента Общенационального творческого союза «Виклина» Станислава Дзюбака при участии художниц Анны Зелинской, Александры Зуба-Бен, Станиславы Захарко.
Однако наиболее резонансным по эстетике и по количеству охваченных участников арт-проектом стал украинско-польский перформанс «Древо желаний» (авторы идеи – Н. Мирошниченко, В. Балыбердин, Г. Дюговская, кураторы – В. Балыбердин, С. Дзюбак, координатор – Г. Дюговская).
Он творился совместными усилиями художников украинской и польской делегаций в течение нескольких дней на территории ДМВ «на глазах у изумленной публики» в технике художественного лозоплетения и достиг в результате 3-метровой высоты. Всем литераторам, гостям симпозиума, ученикам Коктебельской художественной школы, посетителям Музея, пожелавшим приобщиться к процессу «выращивания» раскидистого ветвистого древа из свежесрезанной лозы, художники помогали овладевать нехитрыми азбучными навыками плетения, щедро раскрывая секреты своего мастерства.
Утром 10 сентября крупноформатный арт-объект перенесли на площадь искусств перед Домом-музеем М. А. Волошина, украсив им сцену, установленную неподалеку от памятника поэту работы московско-коктебельского скульптора А. Григорьева (архитектор С. Арефьева).
За несколько дней до установки «Древа» музей распространил среди литераторов и коктебельцев сотни листочков из глянцевой бумаги символических древовидной формы, где предлагалось записать от руки свои пожелания – в любой форме, включая стихотворную и графическую. Сотни собранных «листьев» для Чудо-Древа украинские и польские мастера искусств надежно прикрепили к ветвям, и каждое из желаний обитателей Коктебеля нашло свое место, чтобы затем быть посланным в Космос.
Вечером 10 сентября на церемонии закрытия литературного фестиваля (одной из составляющих симпозиума) на переполненной людьми набережной у подножия удивившего всех арт-объекта состоялся впечатляющий театрализованный «Обряд заклинания к исполнению всего задуманного». Так «Древо желаний», подобно водовороту, втянуло множество людей из самых разных сфер жизнедеятельности в культурное пространство симпозиума. Со сцены под мирный шелест «молодой листвы» звучали слова благодарности Великому Поэту, Дому-музею, гордо несущему имя Максимилиана Волошина и бережно хранящему его бесценное наследие, ведущим и организаторам вечера Наталье Мирошниченко и Андрею Коровину. На польском и украинском языках произнесли свои речи авторы арт-проекта во главе с кураторами Владимиром Балыбердиным и Станиславом Дзюбаком. Восхищение и даже слезы многих присутствующих вызвало проникновенное исполнение поляками культовой песни Булата Окуджавы «Молитва».
«Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому
Чего у него нет…»
- подхватили сотни голосов в коктебельской звездной ночи. Многие из выступавших читали прощальные стихи на родном языке: русском, украинском, грузинском, казахском, армянском. Было очень тепло, несмотря на осеннюю прохладу. Коктебель сблизил, сплотил, согрел…
В тот вечер пришло осознание того, что Коктебель – это прекрасный, единственно полезный «вирус», передающийся каждому, кто попадает на обетованную территорию волошинского Дома-музея. Все, кто «заражаются» и «заболевают» им, становятся здоровее духом, чище душой, добросердечнее и талантливее. И каждый обретает мечту непременно вернуться на киммерийскую землю, в край синих скал, где сохранились следы седых времен, талантливо воссозданные в произведениях Максимилиана Волошина.
Что касается нас, членов делегации украинских художников и искусствоведов, то мы, как и россияне, искренне считаем его «своим» – «нашим», киевлянином. Ведь его семейные корни уходят в глубину киевской культурной почвы. Отец поэта Александр Максимович Кириенко-Волошин (1838–1881) – юрист, коллежский советник, служивший членом Киевской палаты уголовного и гражданского суда, окончил Киевский университет святого Владимира. Мать Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина (урожденная Глазер) (1850–1923) училась в Пансионе благородных девиц в Киеве. Макс родился в Киеве в доме купца А. Снежко на углу Бибиковского бульвара и Пироговской – ныне бульвара Т. Шевченко и ул. Пирогова (К счастью, дом сохранился под № 24/9, и на фасаде его в 2007 году была установлена памятная доска авторства известного мастера в этом жанре, скульптора, заслуженного художника Украины Николая Рапая). В киевской церкви Иоанна Златоуста Максимилиана крестили…
И хотя в Украине Волошин прожил совсем недолго – семья вскоре уезжает в Таганрог, а после смерти мужа Елена Оттобальдовна вместе с четырехлетним сыном перебирается в Москву, где они проживают более десяти лет, – Максимилиан Александрович нежно любил Киев. Гены брали свое, что подтверждает «Автобиография» М. А. Волошина, где читаем: «Родился я в Киеве и корнями рода связан с Украиной. Кириенко-Волошины – казаки из Запорожья. По материнской линии – немцы, обрусевшие с XVIII века, переселившиеся на Волгу…»
Известно, что Волошин посвящал свои ранние стихи Киеву, дружил с известным киевским литературоведом и филологом профессором Александром Белецким, с поэтами, ставшими украинскими классиками, – Платоном Воронько и Павлом Тычиной, бывавших у Волошиных в Коктебеле, где мать с сыном обосновались в 1893 году.
Но, бесспорно, по-настоящему прочувствовать «культ» этой выдающейся личности можно лишь в его коктебельском «храме» – в доме поэта, стены которого и сейчас источают сердечность и гостеприимство хозяина, особенно во время проведения международных симпозиумов «Волошинский сентябрь», который по своему характеру и содержательности абсолютно соответствует историческому предназначению Дома-музея М. А. Волошина.
В 1924 году В. Брюсов, по свидетельству Волошина, утверждал, что «сейчас в России нет нигде такого средоточия интересных людей», а Г. Шенгели назвал Коктебель «Киммерийскими Афинами». Можно смело отнести эти же слова классиков к современному положению дел в Доме-музее, ведь спустя неполное столетие по-прежнему «Вся атмосфера здесь – невидимый сияющий мозаикой храм…» (Андрей Белый, из записи в книге гостей, 1924 год).
Зоя Чегусова,
заслуженный деятель искусств Украины