Каменные бабы: актуальный взгляд

В рамках Первой Киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE 2012 Мыстецкий Арсенал подготовил титульный проект, который представил около сотни статуарных памятников, известных как каменные бабы, расположенные во дворе культурно-художественного музейного комплекса

Фото: Александр Дирдовский

Статья из ART UKRAINE № 3(28) май-июнь 2012. Рубрика ПАНОРАМА.UA


Титульный проект под названием «Древние формы: актуальный взгляд» должен достойно представлять один из первоисточников пластического искусства в Украине. До открытия ARSENALE 2012 на территории исторического ландшафта Мыстецкого Арсенала вдоль бывших укреплений-валов Старой Печерской крепости было установлено около сотни каменных баб - аутентичных экспонатов из коллекций таких музеев, как Днепропетровский национальный исторический музей им. Д. И. Яворницкого, Херсонский областной краеведческий музей, Запорожский областной краеведческий музей, Национальный историко-этнографический заповедник «Переяслав», Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник, Евпаторийский краеведческий музей, частный историко-этнографический музей «Казацкие земли Украины».

Такой формат проекта предоставляет уникальную возможность увидеть коллекции привлеченных музеев и одновременно является попыткой проследить влияние архаичных традиций на развитие искусства до сегодняшнего дня - показать универсальный первоисточник скульптурной формы, к которой художники обращаются на протяжении многих веков.

Село Каиры, Херсонская обл. Место хранения: Херсонский областной краеведческий музей

Важность проекта заключается в том, что наследие украинского народа презентуется как весомая и равноправная часть мирового культурного достояния. Ведь когда речь идет о древних цивилизациях, каждый из нас интуитивно вспоминает палеолитических Венер, неолитические менгиры и мегалиты, египетские пирамиды и статуи фараонов, шумеро-аккадских идолов, греческие куросы и коры или даже статуи моаи с острова Пасхи. Мы не всегда знаем, как они называются или к какому времени относятся, однако все эти артефакты уже давно стали стереотипными признаками и визитными карточками своих стран. И почему-то никогда не приходят в голову степные каменные скульптуры, когда речь идет об Украине. Скорее вспоминается украинская икона, деревянные церкви и памятники последующих эпох украинского искусства, таких как барокко.

И все же наша страна имеет достойного представителя, который может стать узнаваемым символом и дополнить логический ассоциативный ряд мировых шедевров древнего искусства.

Середина - конец III тыс. до н.э. с. Чернобаевка, Херсонская обл. Место хранения: Херсонский областной краеведческий музей

Чтобы подготовиться к восприятию большого количества памятников, который выстроились на территории Мыстецкого Арсенала, следует разобраться в их происхождении и классификации. Поэтому рассмотрим подробнее, что такое загадочные «каменные бабы», о которых все наслышаны, и встречали в разных уголках страны, но ошибочно называют все их разновидности «скифскими бабами».

Собственно, такое название имеет право на существование, однако касается она лишь каменных статуй кочевых племен скифов. И нельзя считать, что слово «баба» означает женскую фигуру - «баба» («болван») происходит от тюркского «балбал», что означает «предок», «дед-отец». То есть под термином «каменная баба» понимают монументальные каменные скульптуры, изображающие как женские фигуры, так и мужские.

Середина - конец III тыс. до н.э. с. Чернобаевка, Херсонская обл. Место хранения: Херсонский областной краеведческий музей

Практика создания подобных скульптур связана с традицией степных курганов - высоких погребальных сооружений, которые возводились над могилами предков. На их вершины устанавливали каменные стелы, олицетворявшие умерших предков и помогавшие им переправляться в потусторонний мир. Именно такое мировосприятие сформировалось в древности среди скотоводов-кочевников, передвигавшихся по украинской степи - они верили, что с восходом солнца душа умершего возрождалась. А значит, степной курган, по сути, является тем самым, что и, например, пирамида.

Статуя мужская. Скифы. V в. до н.э. Место хранения: Археологический музей Института археологии НАН Украины

Появление первых каменных скульптур на территории Украины достигает раннего этапа медной эпохи (энеолита, IV-III тыс. до н.э.), когда в степной зоне страны начали появляться первые племена скотоводов, которые начали традицию культовой монументальной погребальной архитектуры - строительство курганов. Осваивая пространство степи, они строили над захоронениями умерших каменные и земляные сооружения и устанавливали у этих могил простые вертикальные камни удлиненных пропорций.

В конце медного периода появляются тщательно обработанные камни прямоугольной формы, изготовленные из плит известняка или песчаника. Также в это время их формы приобретают антропоморфные признаки, т.е. становятся человекообразными. Истоки этой традиции следует искать во влиянии трипольской культуры - общества земледельцев, живших по соседству в лесостепной правобережной части Украины. Заимствованная идея претерпела определенную адаптацию в обществе скотоводов, которые развивали мужской образ вождя-патриарха, в то время как для трипольцев-земледельцев традиционным был женский образ богини-матери.

Когда трипольская цивилизация исчезла, в степной зоне сформировалась так называемая ямная культура - культурно-историческая область племен с развитым скотоводческим хозяйством, которые активно использовали каменную скульптуру во время культового захоронения практики. Этот этап приходился на ранний период бронзового века - первую половину III тыс. до н.э.

Статуи мужская и женская. Половцы XI - XIII вв. Место хранения: Днепропетровский национальный исторический музей им. Д.И. Яворницкого

Распространенным типом скульптуры были стелы упрощенного человекоподобного образа, изготавливались из плоских прямоугольных каменных плит. Их нижняя часть не была обработана, поскольку предназначалась для вкапывания в землю, однако они имели четко обозначенные плечи и головы с вырезанными чертами лица. Большинство стел предназначалось для вертикальной установки, однако некоторые памятники использовались и во время погребального ритуала, когда после жертвоприношений перед стелой его хоронили вместе с покойником. В этом случае она выполняла функцию носителя персонифицированного образа умершего.

Одновременно со стелами существовали скульптуры с четкими антропоморфными чертами - идолы. В отличие от стел, они имели больше разнообразия форм и сложные изображения на своей поверхности. Скульптурным идолам свойственно подчеркивание физических особенностей: от черт лица, ребер, лопаток, сложенных на груди рук до акцента на мужской пол. Обязательной составляющей было изображение таких предметов, как топоры, луки, колчаны, посохи, которые свидетельствовали о социальном статусе мужчин. Существование таких идолов связывают с культом племенного бога-воина. Собственно, становление этого образа мужчины в культах скотоводов совпало с господством патриархальных отношений, где человек был наделен особым статусом вождя и божества. К концу бронзового века у скотоводов уже не наблюдалось живого использования культовой каменной скульптуры, а следующий этап в ее развитии наступил в начале железного века (I тыс. до н.э.) с появлением кочевых племен, например, киммерийцы, скифы и половцы.

Киммерийские статуи - невысокие стволоподобные статуи, изображающие воинов-всадников, сходных с идолами эпохи бронзы. Такие достопримечательности довольно редки на территории Украины.

Скифские статуи - монументальные скульптуры ираноязычных племен скифов, живших в VII - III вв. до н.э. Эти памятники бывают двух основных типов. К первому относятся простые антропоморфные формы с четко выраженным торсом, плечами и головой, но без излишней детализации. Ко второму - мужские статуи с выразительным лицом и наличием опущенных вниз усов. Они представляют собой вождей-воинов и сопровождаются обозначенным топором и футляром для лука и стрел, а также ритоном (сосуд в виде рога) в руке. Также их характерным признаком считаются сложенные на груди руки. Традиционно такие статуи устанавливались на курганах скифской знати.

Непонятной остается примитивность их выполнения, ведь это довольно странно для народа, который был носителем скифского искусства, воспитанного во взаимодействии с древнегреческой классической традицией.

Отдельно следует отметить половецких каменных баб. Их до наших дней дошло более двух тысяч. Устанавливались они группами по две-три статуи на высоких участках степи - святилищах поминального культа предков. Половецкие статуи символизировали предков и не были связаны с ритуалом погребения.

Статуя женская. Половцы. XI - XIII вв. Место хранения: Днепропетровский национальный исторический музей им. Д.И. Яворницкого

Фото: Александр Дирдовский

К ранним образцам принадлежат стелоподобные плоские статуи с нечетко выраженной или вовсе отсутствующей детализацией фигур. Это были грубо обтесанные каменные столбы, иногда с вырезанным в виде «сердечка» верхом. Такие фигуры впервые появились в донских степях в начале XI века.

Со временем на территории от Северского Донца до Приазовья возник другой вид половецких истуканов - с выпуклым изображением груди и руками, которые держали чаши на уровне живота. Мужские статуи всегда изображались с усами или бородой, а женские - с маленькими губами. Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов. Покровители в образе женщины оберегали их и давали им силу.

Периодом расцвета и распространения половецкой скульптуры считается XII век - время, когда большое количество заказов стимулировало производство и в половецких мастерских изготовлялись тысячи статуй. В конце же века произошло заметное упрощение форм, когда статуи почти не декорировалась.

В течение веков количество половецких баб постоянно уменьшалась. Первое их уничтожение было осуществлено татаро-монголами, которые, покоряя завоеванный народ, полностью разрушали его культ.

До XIX века каменные бабы стояли на видных местах украинских степей, обозначая пути и их ответвления. Под конец позапрошлого века отношение к ним изменилось не в лучшую сторону - почти все памятники были перемещены из своих первичных локаций. Местные жители украшали ими парки своих имений или использовали как строительный материал, как межевые знаки, угловые опоры в жилых и хозяйственных постройках, столбы в ограждениях или как точилки для сап, топоров и ножей. Вследствие этого много мелких деталей статуй потеряно навсегда ...

 

Существует легенда о происхождении каменных баб. Жили когда-то на земле богатыри-великаны. Позарились они на солнце, начали на него плевать. Разгневалось солнце и превратило великанов в камни.

«Болванами» каменные статуи называли в древние времена на Руси.

Слово «баба» («болван») происходит от тюркского «балбал», что означает «предок», «дед-отец».

 

 

 

 

Вера Ганжа