Казацкий миф Украины или современное искусство в поисках национальной идентичности
Сало, красные шаровары, оселедець и медовуха - обычные представления о растрепанном и отчаянном герое украинского народа. Но 7 декабря в 19:00 в Музее культурного наследия Киева можно будет увидеть другие представления о казаках, воплощенные в графические изображения и собранные в экспозицию волынского художника AZO «Не TOY Козак».
TOY да не тот
Арина Радионова - куратор: «В названии этой экспозиции мы использовал омоним Украинского слова «той», бытующий в среде граффити. AZO, кроме недавно осваиваемой им галерейной плоскости, уже много лет занимается уличным искусством, откуда и пришел указанный выше срок. «Toy - неумелый и непосвященный райтер, не пользующийся авторитетом», - как писал в одной из Своих статей Lodek.
В контексте нашей выставки «Toy» - это потерпевший поражение, не выполнивший своего замысла, не сумевший защитить, потерявший авторитет - таковыми в историческом контексте выглядят Мазепа, Хмельницкий, Сагайдачный и другие, представленные казаки. Их презирали, называли изменниками, отлучали от церкви в один период времени, однако через десяток-другой лет их уже почитали, возводили в ранг национальных героев, то есть они уже становились не «Toy’ями».
Чумной казак
AZO - художник:
«Не те» казаки отличаются от других ранее известных образов. Они почти не похожи на свои исторические прототипы, причем одеты в маски. Именно такие маски в средневековье были одной из важнейших деталей костюма «Чумного доктора». Появление такого врача говорило о том, что где-то рядом появилась Черная смерть – чума. Считалось, что такая маска с клювом, который придает человеку вид древнеегипетского бога, отпугивает болезнь. Этот клюв еще наполняли лекарствами и он защищал от чумного зловония.
Я решил с помощью этих масок провести параллель между временем, событиями и ролями, которые выполняло казачество и средневековые носители масок. Они одинаково несли смерть, угрозу и страх: от болезни или от войны.
Кстати долгое время, чтобы защититься от чумы, использовали один простой рецепт: «cito, longe, tarde» - что значит, бежать из зараженной местности как можно скорее, и не возвращаться как можно дольше. Сегодня, когда идет манипуляция фактами и образами, причем не только прошлыми, задумываешься: не стоит ли ими воспользоваться? ...
На открытии гостей ждут абсент и аутентичные песни Киевской Руси. Выставка продлится с 7 декабря до 30 декабря 2011 года.
Алеша Верховенский