Кэрол Инхуа Лу: «Процесс создания выставки стал настоящим испытанием для всех нас»

Последнее из серии интервью с кураторами 9 биеннале в Кванджу, в котором один из лидеров группы китайская куратор Кэрол Инхуа Лу рассуждает о коллективном кураторстве и о полученном опыте.

Кэрол Инхуа Лу – куратор и писатель, которая живет и работает в Пекине. Ее практика в большей степени сосредоточена в сфере арт-критики, она сотрудничает с такими изданиями как Freize и Art Magazine, а также e-flux. Была членом жюри Венецианской биеннале в 2011 году, курировала 7 Скульптурную биеннале в Шэньчжэнь.

Кураторы 9 Биеннале в Кванджу Ким Сунчун (Южная Корея), Кэрол Инхуа Лу (Китай), Алия Свастика (Индонезия), Мами Катаока (Япония), Нэнси Адахания (Индия), Вассан Аль-Худхайри (Катар)


Екатерина Филюк Вы, безусловно, являетесь более опытным куратором в сравнении, например, с Вассан Аль-Худхайри или Алией Свастикой. Как вы восприняли предложение работать в группе?

Кэрол Инхуа Лу В 2010 году я приехала в Кванджу впервые, чтобы посмотреть биеннале. Куратором был Массимилиано Джиони. В целом я провела в городе около недели, еще и потому что читала лекцию для молодых кураторов Международного кураторского курса. Это дало мне возможность познакомиться с выставочным пространством, я посещала Биеннале Холл три или четыре раза во время монтажа работ и видела, как выставка обретает форму. Мне очень понравилась последняя биеннале в Кванджу, поэтому, когда мне предложили курировать следующую, я приняла предложение без колебаний. Это лучшая биеннале в этом регионе и у нее, несомненно, международный масштаб, так что я согласилась.

 

Схема, нарисованная Кожевом во время путешествия по Нидерландам в 1946 г.


- До этого вы в основном выступали сокуратором с вашим супругом и художником Лю Дингом. Каковы были ваши представления о групповом кураторстве и как они трансформировались в процессе?

- Мне всегда было достаточно сложно работать в группе. Когда я принимала участие в программе «Критические исследования» в Швеции, группа из 10 человек должна была по окончании первого года обучения сделать совместный проект, и для меня было большим испытанием работать с 9 очень сильными личностями. Тогда я заняла пассивную позицию в коллективе и поддерживала чужие идей. Потом большинство проектов я действительно делала со своим мужем, а поскольку мы постоянно рядом и очень близки, нам не сложно было найти точки соприкосновения. Поэтому я фактически ничего не знала о работе в группе. В случае с биеннале в Кванджу первое, что я осознала, что мы очень мало знали друг о друге, когда приступили к работе. Мы пытались встречаться так часто, как это было возможно, чтобы делиться своими идеями и попытаться найти способ сотрудничать. В какой-то момент я поняла, что сотрудничество иногда просто невозможно и это нужно озвучить. У нас столько различий и не только в том, как мы работаем, но и в интеллектуальной позиции, которую каждая из нас занимает, что выступает ключевым фактором в вопросе сотрудничества. Когда я это осознала, решила создать свою отдельную секцию в экспозиции.

 

Инсталляция проекта «После истории: Александр Кожев как фотограф»

 

- Не кажется ли вам, что тот факт, что вы и Нэнси Адахания создали отдельные секции, в то время как остальные предпочли объединить свои работы, будет расценен как провал группового кураторства?

- Думаю, в определенный момент мы все осознали, насколько сложная перед нами стоит задача. Мы обсуждали вопрос создания шести отдельных выставок в рамках биеннале и в результате пришли к тому, что четверо из нас смешали свои работы, а двое создали свои отдельные секции. То есть у каждой был этот выбор.

 

- Сколько времени у вас занял этот процесс размышлений над форматом выставки, а также разработка темы?

- Впервые мы встретились в апреле прошлого года, чтобы познакомиться, потом было еще несколько встреч, к концу октября мы сформулировали идею «Круглого стола». Таким образом, у нас ушло полгода на то, чтобы как-то унифицировать наше виденье.

 

- Как вы думаете, почему Фундация биеннале решила назначить кураторами шестерых женщин? Это ведь весьма необычное решение.

- Да, это действительно необычно. Президенту Фундации очень часто задавали этот вопрос в процессе подготовки биеннале. Ответ был таков: они хотели пригласить куратора из Азии, потому что предыдущие биеннале курировались мужчинами-кураторами из Европы или Америки. Но прямого ответа, поясняющего, почему шестеро, почему женщины, почему мы, я никогда не слышала. Так что я и сама не очень понимаю, почему.

 

- Как вы оцениваете этот опыт совместного кураторства, что он дал вам лично?

- Процесс создания выставки стал настоящим испытанием для всех нас, но я считаю, это очень ценный опыт. Потому что кураторы в Азии так редко имеют возможность познакомиться с практикой друг друга ближе, встретиться и пообщаться. И что странно, все мы бывали в Европе и Америке, но некоторые из нас не бывали в станах Азиатского региона. Я, например, была в Японии всего один день, а Мами Катаока из Японии. Мы знаем о Европе и европейских кураторах больше, чем о кураторах из соседних стран. Совместное кураторство помогло мне осознать, как мало мы знаем друг о друге. Почему для сравнения, для диалога мы избираем такие далекие от нас страны, вместо соседних? Это одна из проблем, которую мы все время имели в виду, работая над выставкой.

 

- И последний вопрос о проекте Бориса Гройса, который представлен в вашей секции. Расскажите подробнее, что это за проект.

- Исходя из моей предыдущей работы и стратегии, которую мы выбрали для биеннале, мы показываем не только работы художников, но пытаемся также включить различные практики. В данном случае я показываю кураторский проект как художественное высказывание, я также представляю поэтическую практику в своей секции и музыкальный перформанс. Я видела павильон России на Венецианской биеннале, который курировал Гройс и он представляется мне очень сильной и яркой личностью. Он покажет проект «После истории: Александр Кожев как фотограф».

 

 

Екатерина Филюк