Кино/искусство: Меланхолия Ларса фон Триера

Ларс фон Триер – один из наиболее значительных современных режиссеров. Его творчество узнаваемо, отмечено определенным авторским почерком – техническим и концептуальным. Он признан критиками, его любят зрители. Но последние фильмы Триера обескуражили и первых, и вторых. В особенности скандально-известный «Антихрист» 2009-го года. В этом году в Каннах он представил свой новый фильм «Меланхолия», который мы попытались понять и проанализировать.


Кадр из фильма "Меланхолия"

«Меланхолия» разделена на две части, названные в честь двух главных героинь – сестер Жюстины, в исполнении Кирстен Данст, и Клер, в исполнении Шарлотты Гензбур, и посвященные им. Но разделение это скорее техническое, чем смысловое, ведь обе части повествуют об одном и том же – жизни одной семьи и угрожающем приближении к Земле синей планеты Меланхолия.

Шарлотта Гензбур, актриса и певица, в жизни так похожа на своего отца - легендарного Сержа Гензбура

Как и «Антихрист», фильм снят очень красиво: облюбованный фон Триером таинственный темный лес, великолепные лошади, туман, танцы космических светил. Но только первая часть «Жюстин», посвященная свадьбе героини, снята в ином режиме. Время от времени, изображая хроники свадьбы, съемки имитирую хом-видео: кадр дрожит, планы хаотичны – фон Триер снимает «с плеча».

Во время съемок. Ларс фон Триер и актеры: Кифер Сазарленд, Кирстен Данст, Александр Скарсгорд, Шарлотта Гензбур

Здесь он отдает дань «Догме 95» – концептуальному направлению в современном кинематографе, оформившемуся в 1995-м году, одним из родоначальников которого был Ларс фон Триер. Найденный интуитивно и изложенный в специальном манифесте, стиль «Догмы 95» поддает упрощению технику съемок и стилистику, в виду с их второстепенностью в зрительском восприятии по сравнению с сюжетом и персонажами. Таким был стиль более ранних работ Триера. В этой манере создан его известный фильм «Догвиль» 2003-го года, съемки которого проходили в павильоне с использованием театральной символичности, разметки мелом на полу вместо декораций, фильм снят ручной камерой, пренебрегая традиционными правилами монтажа и освещения.

Ларс фон Триер с ручной камерой

Вторая часть фильма «Клер» в большей степени сконцентрирована на фатальном приближении Меланхолии, но также посвящена жизни второй сестры. Эта часть снята эстетически досконально, со множеством величественных планов природы, кадры оформлены живописно, каждый являясь целостной мини картинкой об идеальной жизни богатых людей, устроенной по канонам гламурных изображений. Эта манера, как мне кажется, избранна отнюдь не в связи с патетическим воспеванием красы земной в связи с ее приближающимся трагическим исчезновением. Она призвана изобразить мир второй сестры, мир, каким его видит Клер.

Кадр из фильма: Кирстен Данст и Александр Скарсгорд

Две части фильма призваны раскрыть портреты двух очень разных сестер, персонолизирующих два типа людей. Клер – типичная представительница богатой европейской буржуазии, желающей жить и быть comme il faut – так как надо, чтобы все было правильно, порядочно. Не зря даже с приближением конца света ее заботой становится встретить его правильно, так как надо, «nice» – мило, как она говорит. Она предлагает сестре встретить его на терассе за бокалом вина.

Кадр из фильма

Такое предложение не по душе сестрице, бунтующему элементу общества. Жюстин такая неудобная, такая неприятная, она устраивает сцены, экстравагантные выходки, портит даже собственную свадьбу. Она как скалка в глазу буржуазного общества, она пренебрегает его правилами, досадуя сестру и ее мужа, плохо влияя на племянника. Она совсем не такая как надо: когда нужно плакать, Жюстин смеется, когда нужно радоваться – она страдает и мечется. И лишь когда наступает конец света – она принимает его как надо, спокойно и с достоинством, наконец-то беря реванш у сестры. Она встречает конец света по-детски, так же смело, как и ее племянник, в построенном для него шалаше, манифестируя истинность жизни в инфантильном начале.

Кадр из фильма: Жюстин принимает ванну во время своей свадьбы

Режиссер явно симпатизирует Жюстин. Он демонстрирует, что люди, непригодные к жизни, неудачливые в быту, пригодны к смерти, и как нельзя кстати приходятся во время чрезвычайных пришествий. Невротики и эксцентрики в обычной жизни, они находят себя в критических ситуациях, опекая тех, кто опекал их.

«Меланхолия», как и все предыдущие фильмы Ларса фон Триера, – фильм про людей, про их взаимотношения, про их пороки и величие, про их специфику, про их чувства, про их характеры, увлечения, про их сложность и многогранность, про тайну человеческой души в конце концов, но совсем не про конец света.

Кадр из фильма

 


Анна Цыба