Китайский арт-бум
Современное китайское искусство за последние пять лет совершило своеобразную «культурную революцию»: на мировом рынке живописи, на котором до этого в течение 500 лет господствовало западное искусство, произошли неожиданные тектонические сдвиги.
Проанализировав результаты 2900 аукционов прошедших с июля 2007 по июнь 2008 года, журналисты английской газеты «Индепендент» составили список 20 современных художников, произведения которых пользуются наибольшим спросом на мировом арт - рынке. Оказалось, что среди лидеров пятеро – из Поднебесной. Например, объем сделок по работам Чжан Сяогана, занявшего пятое место за рассматриваемый период, достиг 32, 3 млн. фунтов стерлингов, тем самым «обогнав» короля китча Джефа Кунса. Следом (на шестом месте – Цзен Фаньчжи, на седьмом Юе Миньцзюнь, на девятом и десятом - Вань Гуаньи и Лю Сяодун соответственно). Правда, финансовое цунами внесло свои коррективы в астрономические цифры финансовых показателей. Но, уже – их «не догонят». Этот феномен возник на почве экономических и политических преобразований, произошедших в КНР, и упрочившихся на излете ХХ века связей между художником и рынком.
Если посмотреть на историю китайской живописи, то нетрудно отметить, что в ней тысячелетиями доминировали бумага и чернила, а достижения зарубежных собратьев по призванию были практически не знакомы. Поэтому, большинство востребованных китайских художников, которые мастерски практикуют реплики западного contemporary, не имеют представления о том пути, который прошло мировое современное искусство. Хотя нельзя сказать, что китайское прозападное искусство возникло в вакууме. Как- никак, одно время росла и крепла дружба с СССР, и отработанные приемы политической пропаганды с использованием добротной живописи соцреализма не пропали втуне. Поговаривают, что и сегодня в киевских мастерских китайские гости с удовольствием покупают любимый ассортимент советского худфонда: тщательно выписанные многофигурные композиции повествующие об успехах социализма.
В начале 1990-х, большинство нынешних «звезд» авангарда Поднебесной начинало свою творческую карьеру без особых надежд. Но участники движения «85 Новая волна» уже пытались экспериментировать в западном стиле, в основном упражняясь в критике режима компартии Китая и культа Мао в духе пресловутого поп-арта. После десятилетий культурной изоляции в Пекин приехала выставка Роберта Раушенберга, установив связь с мировым художественным движением. Кульминацией этого процесса стала выставка «Китай/Авангард» проведенная в Национальном художественном музее. Но спустя четыре месяца на площадь Тяньаньмэнь выехали танки.
4 июня 1989 года для многих стало переломным в судьбе. Вслед за силовым подавлением студенческих демонстраций китайские власти резко ограничили и свободу самовыражения: в том же 1989−ом была дважды разогнана выставка китайского авангарда. Многие художники так называемой «новой волны» уехали за границу, оставшиеся долгое время были лишены возможности выставляться внутри страны. Именно в результате осмысления тяньаньмэньских событий и появилось главное течение актуальной китайской живописи — циничный реализм, к которому тяготеет большая часть популярных на Западе китайских художников. Это отстраненное, саркастичное переосмысление коммунистического прошлого и социалистического настоящего нашло понимание у западной публики.
Первыми коллекционировать современных китайских художников стали западные меценаты, и некоторые из их приобретений выросли в цене на 2500 %. Огромная страна новейшего капитализма где-то в дальнем углу карты мира как волшебное зеркало дала миру новое отражение культурно-финансовой реальности.
Но, безусловно, главный толчок расцвету китайского феномена дали экономические реформы, открывшие двери иностранному капиталу. Благодаря интенсивному развитию экономики появилась прослойка состоятельных людей и нуворишей. Если до преобразований средний доход на человека составлял 150 $, то на сегодняшний день он вырос до 2000 $. И сейчас в стране 15 миллиардеров и более 300000 миллионеров, благодаря которым оказался возможен стремительный взлет contemporary art made in China.
Бум на рынке современной китайской живописи начался в 2005 году — совершенно неожиданно для большинства специалистов. Во многом это обусловлено общим ростом интереса к КНР в связи с Олимпиадой и подъемом Китая в мировой табели о рангах. Внимание к современному Китаю перенеслось на актуальное китайское искусство.
До недавнего времени резкий рост цен на картины современных китайских художников обеспечивался исключительно ростом спроса на них в Европе и США. Внутри Китая современное искусство вызывало в лучшем случае недоумение. И несколько лет назад владельцами галерей были в основном иностранцы, сегодня же их теснят китайцы. Но художники стали очень разборчивыми, не желая упустить выгоду, стараются подписывать контракт только с «правильными» галереями, а те в свою очередь начинают охотиться за перспективными художниками еще со студенческой скамьи. Спрос очень велик, перспективным студентам поступает сразу несколько предложений и, до недавнего времени, художнику в Китае было намного легче пробиться наверх, чем в Европе. К тому же, большие надежды галеристы возлагают на стремительно растущую верхнюю прослойку китайского среднего класса. Этих людей отличает инвестиционная модель поведения. Кроме того, они стараются копировать западную модель.
Чтобы оценить художественные вкусы среднего китайца, достаточно съездить в «деревню художников» Да Фэн на юге Китая, недалеко от Шэньчжэня. Здесь на площади в пару квадратных километров расположены сотни магазинчиков, торгующих копиями самых различных картин — от «Подсолнухов» Ван Гога до «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Единственный современный китайский художник, который смог стать по-настоящему популярным в КНР, — это Юе Миньцзюнь, всегда рисующий самого себя. Широко улыбающихся Юе Миньцзюней в различном количестве можно найти сразу в нескольких магазинах. Все копии рисуются маслом вручную (в китайских условиях ручной труд оказывается дешевле машинного производства) и расходятся на «ура».
Сегодня в Китае четыре основных центра актуального искусства — это Пекин и Шанхай, два самых динамично развивающихся города КНР, а также восточный Ханчжоу и центральный Чунцин, где находятся лучшие в Китае художественные университеты. Наиболее известным художественным сообществом считается пекинская «Деревня художников 798» в районе Дашаньцзы на пути из города в аэропорт.
«Деревня» похожа на депрессивную промзону (каковой она была). Многие галереи размещаются в складах или бывших заводских помещениях, кое-где из закопченных труб все еще идут клубы белого дыма. Еще в 1995 году Пекинская Академия Изящных Искусств арендовала в качестве мастерских помещения на территории военного завода. В 2000 году Сю Джанго, декан факультета скульптуры, разместил там собственную студию. В 2001 году техасец Роберт Бернелл разместил свой книжный магазин и офис на территории заводской столовой. Он был первым иностранцем, обосновавшимся в Зоне искусств 798. Вскоре очень многие художники, привлекаемые дешевизной аренды (16 долларов) и «постиндустриальной эстетикой» производственных помещений, стали осваивать территорию завода. Художники обновили помещения, оставив, однако, надписи времен Культурной революции, сопроводив их подписью «Маоистский китч».
В 2002 году арт-галерея Beijing Tokyo Art Project, созданная японцем Табата Юкихито на территории одного из заводских цехов, провела первую публичную выставку под названием «Пекин в движении», собравшую более 1000 посетителей. К 2008 году художественная жизнь уже кипела почти в каждом свободном окне. В настоящее время Зона Искусств 798 охватывает площадь около 1 квадратного километра и насчитывает десятки различных студий, галерей и выставочных залов.
За пять лет (до кризиса) арендная плата увеличилась на 900 %. Потому что кровь начинающих галеристов будоражили слухи о невероятных прибылях торговцев китайским искусством. Уже как легенду рассказывают о том, как некий инвестор купил одну из европейских коллекций современной китайской живописи за 25 млн. долларов и через сутки перепродал ее за 35 миллионов.
Китай стал третьей страной (после Соединенных Штатов Америки и Великобритании), где проходят значительные международные аукционы - с осени 2008 Christie’s и Sotheby’s начали проводить аукционы современного азиатского искусства в Гонконге, и этот город отвоевал у Нью-Йорка титул центра рынка «контемпорари». В адрес аукционных домов нередко можно было услышать обвинения в сговоре с художниками в завышении цены, а критикам и кураторам вменили в вину небескорыстное раздувание имен художников. А художников обвинили в том, что они «поставляют» работы, изготовленные «бригадным подрядом» прямо на аукцион, минуя традиционный первичный рынок художественных галерей. Кризис внес свои коррективы, и цены упали в среднем на 60 %.
В 2009 году аукционный дом Christie’s продал произведений искусства на общую сумму 2,1 млрд. фунтов ($3,3 млрд.) - на 24% меньше результата 2008 года в фунтах и на 35% - в долларах. Больше всего пострадало современное искусство, продажи которого упали на 59% (до 244,3 млн. фунтов). Покупатели из Китая, Гонконга и Тайваня, которые обеспечили 35% всей выручки дома, во многом помогли удержать показатели продаж Christie’s.
В октябре 2009 в Нью-Йорке завершилась Неделя азиатского искусства. Ее результаты можно назвать хорошими: аукционы Christie’s и Sotheby’s принесли 55,7 миллионов долларов. Эта сумма, конечно, не так впечатляет, как прошлогодние 157,2 миллиона, но все же намного превосходит верхний эстимейт (41,3 миллиона долларов). Во времена азиатского арт-бума в топ-лотах значились главным образом творения современных художников, таких как Цзэн Фаньчжи (Zeng Fanzhi) и Субодх Гупта (Subodh Gupta). Произведений актуальных художников было сравнительно немного. Теперь покупатели предпочитают традиционные, «проверенные временем» произведения искусства. В то же время наиболее кризисными оказались работы среднего ценового сегмента. Почти в два раза увеличилось количество участников аукционов с материкового Китая, в то же время, откровенно сократился интерес западных коллекционеров и дилеров, благодаря которым возник «китайский бум».
Современное китайское искусство, как бы кто ни относился к его художественной ценности, может считаться важнейшим свидетелем ключевых перемен в новейшей истории КНР. Если XXI век действительно станет «веком Китая», как предполагают многие экономисты, эти свидетельства с каждым годом будут цениться все дороже.
Специалисты предсказывают, что через считанные годы термин "азиатское искусство" будет употребляться так же широко и часто, как сегодня "западное искусство".