Кое-что о насилии

10 октября в «Карась Галерее» открылась выставка «Перед казнью», объединяющая работы Николая Гроха, Никиты Кадана и Евгении Белорусец. Основой выставки стали работы Николая Гроха – документальный архив материалов, «Кампучийский цикл», а также антифашистская графика 1970-х годов – серия «Памяти защитников Севастополя». Никита Кадан представил инсталляцию «Человеческие инструменты» и серию акварелей «Контролируемые случайности». Текст Евгении Белорусец концептуализирует работы художников, отсылая к современному контексту. Эта выставка представляется крайне важной, особенно в свете украинских и мировых реалий.



Точкой отсчета в рассказе выставки является геноцид и его последствия в Камбодже (Кампучии) 1975-1979 гг.

В апреле 1975 года красные кхмеры во главе с Пол Потом (настоящее имя которого - Салот Сар) захватывают власть в Камбодже, ликвидируя Кхмерскую Республику. Это происходит после гражданской войны, которая длилась около 10 лет между правительством страны, поддерживаемым США, и коммунистическими силами. Вместо создания «демократической» Демократической Кампучии начинается новый социальный эксперимент – построение «бесклассового аграрного общества», «стопроцентного коммунизма», очередной утопии. За этими безобидными терминами, однако, скрывается то, что нельзя выразить – геноцид, или «самогеноцид» - термин французского автора Жака Лакутюра, созданный для того, чтобы отличить события, имевшие место в Камбодже от других событий, происходящих в течение ХХ ст. в мире.

 

 

«Кампучийский цикл» Николая Гроха, созданный на основе поездки в Камбоджу в 1985 году в составе советской делегации, состоит из графики, серии фотографий, архивного видеоматериала. При помощи разнородных художественных средств автор документирует последствия «кхмерской революции».

На протяжении 4 лет население Камбоджи подвергалось жесточайшему террору и репрессиям. Все началось с тотального переселения жителей городов в сельскую местность, так как город утверждался в качестве «обители порока», а подлинным смыслом жизни являлась «работа в поте лица по выкорчевыванию джунглей и выращиванию риса». Население условно поделили на категории, две из которых подверглись «перевоспитанию» или истреблению – жители территорий, ранее занятых правительственными силами, интеллигенция, духовенство, чиновники предыдущих государственных аппаратов. Не менее трагичным было и положение различных этнических групп, коих в Камбодже было не менее 20. Так как единственно верной и легитимной провозглашалась кхмерская «национальность» и «раса», представители этнических меньшинств должны были или «перевоплотиться», или подвергнуться наказанию. Кроме этого, уничтожались библиотеки, театры, национальный банк, ликвидировались товарно-денежные отношения, институт брака и семьи; в целом, отвергалось все то, что считалось «западным» и «современным». Во многом видится сходство режима Пол Пота с политикой Мао Цзедуна в Китае, однако «Большой скачок» и «Культурная революция» предстают бледными тенями рядом с радикальнейшей социальной трансформацией в Камбодже. Историки до сих пор не могут сойтись в оценке количества погибших, но наиболее вероятным является число в 3 миллиона казненных, убитых и репрессированных меньше чем за 4 года.

Графические работы Николая Гроха, объединенные названием «За решеткой», представляют схематичные, лишенные индивидуальности образы – образы безымянных жертв, погибших в бесчисленных, специально созданных тюрьмах. Одна из них, Туол Сленг S-21, находящаяся в здании обычной средней школы, представлена на фотографиях – наряду с видами Пномпеня, его архитектуры, работающих в поле людей, наряду с горами черепов и фотоснимками узников. Видимо, это было неким ритуалом – обязательное фотографирование каждого перед казнью. Примечательной является также линогравюра Николая Гроха, где на переднем плане помещены изображения увядших цветов, за которыми виднеются силуэты жертв. Все это сопровождается собственными текстовыми комментариями автора, а также архивным видео «17 апреля» - именно так называется гимн Демократической Кампучии.

В современной же Украине «призрак силы и правоты вырисовывается на горизонте». Тексты Евгении Белорусец контекстуализируют высказывания Гроха и Кадана, подводя зрителя сквозь ироничные высказывания к украинским (и не только) реалиям – учащаются всплески ультраправого насилия. Из последнего: нападения на активистов профсоюзных организаций, расизм и ксенофобия на футбольных трибунах. Никита Кадан говорит об изначальном проигрыше касательно показа своих работ рядом с работами Николая Гроха: сцены из украинской политической жизни не могут быть сравнены с камбоджийскими событиями 1970-х годов, когда смерть была повседневной реальностью. Это верно, однако общим знаменателем является насилие – правоустанавливающее и формообразующее. Насилие, присущее политическому, входит в сферу techne, которая определяет творение формы, привитие определенной характеристики – речь может идти как о «творении» нации, народа, так и о создании определенной политической ситуации.

Мотив радикального переворота социальных отношений как gestaltung продолжается Никитой Каданом в инсталляции «Человеческие инструменты». Источником работы стал каталог линеек для краниометрии, найденный на веб-сайте правого толка, изображения которых художник поместил на белые флаги. Краниометрия является, в общем-то, частью краниологии – комплекса дисциплин, изучающих вариации черепа у человека и животных. Однако не трудно догадаться, что делает подобный материал на правом сайте. Несложно также вспомнить о существовании «научного расизма», зародившегося в XIX столетии и связанного поначалу с антропологией, хотя и сегодня он временами используется для обоснования определенных убеждений. Концепт «расы», входя в область политического, необратимо становится мифом. Французские философы Филипп Лаку-Лабарт и Жан-Люк Нанси называют расу идентичностью некой формообразующей силы. Расизм, ксенофобия строятся на основе отрицания другого, на основе производства различий. Используя терминологию Джорджо Агамбена, можно говорить об «антропологической машине», артикулирующей различие между «человеком» и «не-человеком», что является, безусловно, метафизико-политической операцией. И важно понимать, что эта «антропологическая машина» действует всегда и везде, в том числе и в современной Украине, определяя критерии различия и утверждая гегемонные практики. Это подтверждает и серия акварелей Никиты Кадана «Контролируемые случайности». Здесь видим уже не образы призраков, некогда живших людей, безымянных и забытых, показанных Николаем Грохом; это образы, вырванные из повседневного украинского политического контекста, образы, конституирующие правоустанавливающее насилие, показывающие, что телесность продолжает быть ареной политической борьбы.

Важными в выставке нам представляются как диалог между художниками разных поколений, так и сопоставление разновременных и разнородных, с первого взгляда, событий, точкой пересечения которых является насилие как формообразование, реальное и символическое насилие, в существовании которого нельзя усомниться, оглядываясь на современные реалии. Документальная «камбоджийская» составляющая, в свою очередь, становится как первичной тематической линией, так и раздражителем, предпосылкой к направлению вопроса самим себе – вынесли ли мы какой-то урок, оглядываясь на историю ХХ столетия? Ответ очевиден.

 

 

Екатерина Чурикова

Фото: Карась Галерея