Коллаборации моды и искусства
Когда-то моду и искусство сравнивали с двумя гранд-дамами на званом приеме: обе знали о существовании друг друга, однако не признавали этого. Сближение началось в начале прошлого века, когда дизайнеры были художникам скорее друзьями, чем бизнес-партнерами, как в наши времена.
Статья из ART UKRAINE № 4(23) 2011 июль-август. Рубрика ART & FASHION
Сотрудничество Сальвадора Дали и Эльзы Скиапарелли, воплотившееся в платье-лобстере; платья Эмилио Пуччи, навеянные оп-артовскими принтами британки Бриджет Райли, а также платья-трапеции от Ива Сен-Лорана, инспирированные произведениями Пита Мондриана, которые можно увидеть в каждом учебнике по истории моды, - классические случаи симбиоза art & fashion.
Сейчас мода так активно использует искусство себе на пользу, что часто эти связи не лежат на поверхности. По мнению критиков, это отголоски постмодернистской эры, когда плоскости моды и искусства становятся площадкой для рождения новых идей. Когда дизайнеры использовали художников как муз, как, например, кутюрье Поль Пуаре, попросивший Рауля Дюфи нарисовать принты для своих платьев задолго до того, как тот стал известным фовистом. В постуорхоловскую эпоху, когда искусство стало бизнесом, все изменилось. За последние 10 лет коллабораций стал много, как никогда раньше. А все потому, что в мире моды вращается очень много денег. Менеджеры по маркетинговым стратегиям отмечают, что привлечение художника к созданию предметов одежды придает последним большую стоимость и ценность. Поэтому для мира моды такое положение вещей также выгодно.
Например, Модный дом Givenchy хотел попросить Марину Абрамович стать арт-директором показов его коллекций. Проект до сих пор не реализован, однако французы радостно организовывают вечеринки для более успешных проектов художницы, а также предоставляют ей платья для торжеств. Одно из них было пошито из шкурок 101 змеи, умершей без насилия. Жакет был инспирирован головным убором госпожи Абрамович, украшавшим ее во время одного из перформансов.
Однако, наверное, наиболее успешные коллаборации моды и искусства – у гения американской моды Марка Джейкобса, который работает на собственную марку, а также на французский дом моды Louis Vuitton. В 2001-м он сотрудничал с представителем американской поп-сцены Стивеном Спраусом, создав сумки с флюоресцентным логотипом, напоминающим граффити. А через два года коллаборация Джейкобса с японцем Такаши Мураками возмутила мир. Аксессуары с его игривыми принтами вызывали массовую истерию во всех магазинах марки. Весной 2008-го дизайнер перенес знаменитые полотна с медсестрами руки Ричарда Принса на ансамбль своей коллекции. Кстати, дом моды Louis Vuitton поддерживает молодых художников: на последнем этаже флагманского магазина марки в Париже с 2006-го года действует выставка работ самых перспективных творцов.
А вот немецкий дизайнер Карл Лагерфельд, который часто вдохновляется работами различных авторов, создавая коллекции для Дома Chanel, имеет собственное издательство 7L, специализирующееся на выпуске арт-книг. Кроме этого, он разработал специальный проект с одной из самых успешных женщин в современной архитектуре Захой Хадид, который называется Chanel Mobile Art. Это гигантский мобильный павильон, который можно устанавливать в разных уголках мира, с выставкой, посвященной легендарной сумочке Chanel 2.55. Художники со всего света создали свое видение этой модели. Приобщилась даже Йоко Оно.
Наверное, наиболее визуально впечатляющим цитированием арт-работ Джексона Поллока стала коллекция весна/лето 1999 британского дизайнера Александра Маккуина. Прямо на подиуме роботы разрисовывали чистое платье модели Шалом Харлоу красками разных цветов. Это было настоящее событие в мире моды!
Привлечение художников к работе над журналами мод – это особая история. Например, Сальвадор Дали стал редактором французского Vogue в 1972-м, Энди Уорхол – в 1984-м. Совсем недавно российское издание Vogue предложило Даше Жуковой, основательнице центра современной культуры «Гараж» в Москве, стать редактором номера. Кстати, девушка была главным редактором авангардного журнала «Pop» в 2009-2010 годах.
В последнее время повысился также интерес художников к показам дизайнеров одежды. Скажем, известный мастер перформанса Теренс Кох посещает показы перспективного ньюйоркца Александра Вонга, а фотограф Синди Шерман – шоу богемного чилийского дизайнера Марии Корнехо.
Напоследок хочется отметить, что коллекция произведений искусства Ива Сен-Лорана собрала рекордную сумму на торгах – почти 500 миллионов долларов США. Гениальный французский кутюрье, ушедший из жизни в 2008 году, оставил богатое арт-наследие, неоднократно вдохновлявшее его на создание шедевров в собственном ателье.
Итак, связи между модой и искусством становятся все крепче, а внимание людей арт-мира к показам мод, а также представителей мира fashion к арт-ярмаркам, которые уже стали для них обязательными для посещения, – все более устойчивым! Глядишь, и найдется вдохновение для следующей коллекции!
Елена Мартынюк