Кому нужна фотография

Еще до открытия Фестиваля создалось ощущение, что ChernihivPhotoFest 2011 вышел за рамки «просто фестиваля фотографии». И вовсе не по масштабу, хотя он действительно стал самым масштабным на сегодня фотографическим событием в Украине. А по тому количеству вопросов, которые появились у нас, организаторов, в связи с его проведением.

Александр Кадников

Главный вопрос: какое место занимает фотография в культурной жизни нашей страны и кому она нужна?

Государство. Так сложилось исторически, что государство отменило фотоискусство еще в 30-х годах прошлого века. На откуп творческой интеллигенции оставили фотографию как средство пропаганды (фоторепортажи, фотоочерки и просто фотоснимки о счастливых буднях советской действительности), фотографию как часть бытовой культуры (фото на документы, фото на память, прочая деятельность фотосалонов) и фотографию как занятие в свободное от работы время (фотоклубы). В такой неблагоприятной среде иногда все же появлялись самородки. Но они не смогли изменить общей ситуации, когда для государства существование талантливых художников от фотографии было в лучшем случае неинтересно, а в худшем – опасно и вредно.

С тех пор мало что изменилось, и мы имеем очень специфическую поддержку фотографических инициатив. Она распространяется на все те же несколько курируемых властями сфер. Государство продолжает финансировать образование в области фотожурналистики, общественные объединения любительской фотографии и… все.

Сергей Солонский

Очень показательными были две вещи, так или иначе связанные с Фестивалем. В апреле мы проводили в Киеве круглый стол на тему фотообразования в Украине. Представители Министерства культуры отказались участвовать в данном мероприятии, ответив дословно следующее: «Образования не нужно, достаточно фотоклубов и фотокурсов по техническим вопросам».

Немного больше понимания мы нашли у представителей Черниговской администрации, но только на словах. Договоренности, достигнутые в прошлом году после ChernihivPhotoFest 2010, не были выполнены.

Казалось бы, ну и не надо. Сами справимся, были бы деньги и была бы поддержка украинских культурных институций. Но и тут не так все просто, потому что украинские институции – это частные капиталы конкретных людей. И эти конкретные люди имеют украинский менталитет: вкладывать нужно в то, на чем можно быстро заработать баллы. Для финансирования выбираются разовые, краткосрочные проекты, которые либо уже практически созданы, либо для их создания требуется минимум временных затрат. Ведь главное – это резонанс, общественная оценка. В результате имеем эффект камня, брошенного в воду, – всплеск, потом круги, круги… и тишина.

Николай Трох

Идем дальше. Культурное сообщество.

Хорошо, когда Фестиваль становится праздником для фотографов. Тусовка, обмен опытом и впечатлениями, установление деловых связей…  Для некоторых авторов, работающих в fine-art-фотографии, этого может быть достаточно (кто, как не коллега, уловит изысканные тональные переходы, оценит сложность техники печати, почувствует авторский посыл и выпьет за процветание фотографии). Но большинству фотографов нужен зритель, не обремененный знанием «кухни» фотографии, ее истории и технологии. Как музыканту – слушатель. Как писателю – читатель. А в документальной фотографии – тем более. Ведь ее цель – показать, что происходит в обществе. Фотографы оценят мастерство документалиста. Но кто оценит саму суть происходящего, отображенную в фотографиях?..

Наряду с высокой активностью профессионального сообщества проведение ChernihivPhotoFest 2011 показало низкую заинтересованность в фотографии обычного зрителя: как интеллигентного, так и не очень. И причины тому разыне. Культурный уровень общества в целом, культурный уровень черниговской публики, ментальность, отсутствие масштабной визуальной рекламной кампании, отсутствие поддержки властей и далее по списку…

Эдуард Странадко

Но главный вопрос: что с этим делать?

Еще год назад мы решили, что фестиваль должен стать концентрацией событий, а основная наша задача – сосредоточиться на создании и функционировании фотографического центра с долгосрочными планами и стратегией, выходящей за рамки «фотографии для фотографов». То есть деятельность центра будет включать не только реализацию образовательных программ и поддержку украинской фотографии — она предполагает и просветительские функции для культурного сообщества с целью влияния на эту самую общественную культуру.

Многое в этом деле зависит от государства, от некоммерческих культурных институций. Без их поддержки сложно изменить ситуацию кардинально. А значит, придется расшатывать эту систему снизу и создавать «шевеления». Необходимо, чтобы что-то происходило. И тогда возникнут вопросы, и тогда их будут обсуждать, и однажды решат…

Фестиваль фотографии – это такое же «шевеление», за которым стоит масса нерешенных проблем. Будущий культурный фотографический центр, его образовательная и выставочная деятельность, его просветительские задачи – это все тоже «шевеления». Но так «дошевелимся» и  до больших встрясок. И когда-нибудь обязательно «бабахнет»…

 

Ирина Рузина