Конфликт в «Замке Уяздовском»: какой должна быть институция современного искусства
Борис Гройс сложил свои полномочия куратора дискуссионной платформы ІІ Киевской биеннале современного искусства ARSENALE 2014, ссылаясь на слишком сильную ангажированность украинской художественной сцены ее внутренними проблемами, из-за чего становится невозможным проводить серьезную интернациональную дискуссионную платформу. Возможно, Борис Гройс был прав в том смысле, что украинскому арт-сообществу присуща замкнутость, и в сложившейся ситуации следует больше обращать внимания на примеры институциональных конфликтов в других странах. Тем не менее, институциональный кризис – не локальное украинское, а скорее глобальное явление.
Замок Уяздовский
Почему культурными институциями сейчас управляет 1% от всех людей культуры? Этот вопрос актуален и в Украине, и в Польше, и в других странах. Сегодня уже недостаточно проводить критические выставки и дискуссии в учреждениях с иерархической структурой, представляющие интересы власти, – пора менять сами учреждения. Каждый конфликт в таком случае носит не только негативный характер, но также создает поле для новых возможностей.
Фабио Кавалуччи
Институциональный кризис в данный момент переживает не только Мыстецкий Арсенал, но и «Замок Уяздовский» в Варшаве. Главным субъектом критики выступили сами работники Центра современного искусства, а объектом – директор институции Фабио Кавалуччи. Конфликт длится на протяжении года, но недавно перешел на новый уровень, когда Профсоюз работников Центра современного искусства написал публичное письмо Фабио Кавалуччи, которое также было представлено вниманию Министру культуры и национального наследия Польши и Директору департамента национальных культурных институций. Главным вопросом – как произошло то, что несмотря на беспрецедентно большой бюджет в 2012 и 2013 годах, до конца года «Замок Уяздовский» может позволить себе только выплату зарплаты работникам и функционирование постоянной экспозиции. Все главные проекты, запланированные на конец года, были перенесены на следующий, либо сорваны. Среди них выставка Нормана Лето и Марты Рослер, фестиваль «Перекресток», Lutosfery, проекты Павла Альтхамера и Артура Жмиевского. Большинство из проектов имели дополнительное финансирование и лишь частично поддерживались Центром современного искусства.
Брейнсторм по проекту «Зимние каникулы». Это фото и далее взяты с сайта проекта www.winterholidaycamp.org
Работники ЦСИ «Замок Уяздовский» выдвинули директору целый ряд обвинений: в денежных растратах, отсутствии коммуникации руководства с коллективом, отсутствии совместных встреч по планированию работы. Также предметом критики стало ухудшение условий работы, сотрудникам приходится работать по 10-12 часов в день и в выходные, а стиль «ручного руководства» привел к хаосу в распределении обязанностей. Фабио Кавалуччи свойственно также разделять проекты на те, которые Центр современного искусства поддерживает, и те, которые курируются самим директором. Последние не имеют ограничений в финансировании, как, например, выставка «Polish Polish British British», бюджет которой вырос из первоначальной суммы 400 000 злотых в более чем миллион злотых – за счет урезания бюджетов проектов других кураторов.
В ответном письме Фабио Кавалуччи в свойственной чиновникам манере рассказывал о возможных небольших ошибках в управлении, о недостаточности коммуникации и о том, что нужно дальше вести диалог, чтобы выйти из недоразумения, которое имеет место. Главную претензию – финансовые проблемы и перенесение проектов конца 2013 года директор «Замка Уяздовского» объяснил экономическим кризисом и урезанием бюджета на 25%, а не ошибками в планировании и неравномерном распределении средств.
Но размытые ответы Кавалуччи не удовлетворили сотрудников «Замка Уяздовского». То, что происходит, по их мнению, не «недоразумение», поскольку работники понимают стратегию управления директора Кавалуччи, но просто не согласны с ней. Вместо того чтобы приуменьшать степень разгоревшегося конфликта и оправдывать провалы в работе экономическим кризисом, Фабио Кавалуччи стоит признать ошибки, иначе сотрудники «Замка Уяздовского» не видят предмета разговора с ним. В новом письме они потребовали конкретных изменений принципов работы ЦСИ: приведение в соответствие с трудовым кодексом условий работы сотрудников, демократизация принятия решений, изменение управления финансовой стратегией, совместное и рациональное планирование проектов, равноценное и объективное отношение к разным дисциплинам искусства (музыке, театру и т.д.) и к разным проектам.
Еще одной стороной, принимающей участие в конфликте и выразившей свою поддержку профсоюзу, стала рабочая группа проекта «Зимние каникулы» (Zimowe Wakacje/Winter Holiday Camp). Изначально этот проект Павла Альтхамера и Артура Жмиевского планировали провести в «Замке Уяздовском», но, как и другие проекты, он был сокращен. Его цель – выработка новых принципов работы культурных институций. В обсуждении этих принципов должны были принимать участие как взрослые, так и дети, а также все работники центра современного искусства и его публика.
Сегодня публичная сфера «оккупирована» приватными интересами и ценностями капиталистического гиперсоревнования. Культурные институции столкнулись с новыми проблемами финансирования и вынуждены либо закрываться, либо руководствоваться рыночной логикой. В этой ситуации нужно понять, каким образом выйти из финансовой зависимости и трансформировать существующие институции так, чтобы они действительно принадлежали обществу и представляли альтернативу коммерческой сфере.
Несмотря на финансовые проблемы, группа настаивает на проведении проекта, особенно в условиях управленческого кризиса в «Замке Уяздовском». Участники «Зимних каникул» хотят сделать «Замок Уяздовский» экспериментальной площадкой для создания прогрессивной демократической институции, которая следит за соблюдением трудовых норм, включением всех работников в процессы принятия решений, стремится к совместной выработке видения будущего институции.
Назарий Совсун