Константин Дорошенко: «На Бирючем вы двигаете время»
Арт-критик, куратор выставок в Нью-Йорке, Пекине, Майами, Бишкеке и Киеве, создавший вместе с Оксаной Грищенко независимое арт-объединение «Клиника Дорошенко Грищенко», трендсеттер Константин Дорошенко, демонстрируя знаменитое чувство тенденции, многое начинает первым – например, был первым главредом городского еженедельника «Афиша», организовал первую персональную музейную выставку «Распятый Будда» Александра Ройтбурда, художника, который в представлении не нуждается.
Вот и приехав по приглашению куратора Марии Хрущак на Бирючий, полуостров и симпозиум, Константин Дорошенко стал, без сомнения, первым арт-критиком, посетившим Международный симпозиум современного искусства «Бирючий».
Арт-критик Константин Дорошенко и художник Александр Ройтбурд
… Мы беседовали на громадном пляже «Золотого берега», сидя на лавочке, превращенной в объект, украшенной каким-то шестом с развевающимися синими лентами.
Виднелись сквозь ограду гигантские консервные банки производства Жанны Кадыровой, песок белел, прохладная морская бирюза на солнце золотилась. Картину идиллии дополняли бокалы шампанского – удивительно, знаете ли, уместно наутро после вернисажа, на свежем воздухе…
Инга Эстеркина Невероятно приятно, что вы к нам приехали. Скажите, как человек опытный, как вам все это? Как «Бирючий»?
Константин Дорошенко Вообще за кураторскими проектами Марии Хрущак я слежу с интересом. Им свойственно понимание, что искусство не может состояться без диалога с жизнью. И важно, что здесь Мария идет путем собственного, субъективного исследования, авторского анализа, а не формального эпигонства модных тенденций, как большинство здешних кураторов.
«Бирючий» – великолепная идея. Культура страны – это культура не столицы, а анклавов, которые существуют по всей стране. И тому, что здесь столько лет проходит такой симпозиум, можно только аплодировать. Интересно, что художники разных возрастов и разных подходов объединяются. И сама территория влияет, я чувствую, и общение.
Многие сделали неожиданные работы.
Молодые художники сделали работы более сильные, чем можно было ожидать: например, работа Андрея Сигунцова и Марии Пасечник – очень яркий хороший объект.
Мне нравится, что Жанна Кадырова не повторяется – хотя была угроза, слишком уж хитовыми были ее работы из кафеля. А потом второй хит – лучи света из бетона! Когда художник находит такие удачные ходы, он очень часто эксплуатирует их потом десятилетиями. Мне очень нравится, что Жанна продолжает находиться в неком поиске. Идея с «консервными банками» – игровая такая, может, немного наивная, но это очень хорошо.
Мы говорим об этом море «детском», на которое всех возили детьми, здесь игра в ностальгию, остроумная и милая, хорошо и правильно звучит.
Жаль, конечно, что всего лишь один день продолжается экспозиция.
- Как вы себе представляете развитие экспозиции в таком удаленном месте?
- Может, стоит начинать за несколько дней до финала, чтоб больше людей смогли прожить это, пройтись. Вы имеете возможность обыграть пространство, – самое ценное в современном искусстве. Не только и не столько объект важен, а то, как он инсталлирован в пространстве. Таким образом, весь этот пансионат может превращаться в объект искусства.
Например, что сейчас происходит в донецкой «Изоляции»? Приглашаются художники, они делают монументальные вещи, которые остаются там навсегда, и сама территория преображается, превращается в большой арт-объект. Такие стратегии более интересны и серьезны. Понятно, что имеет смысл показывать это в других городах, но невозможно инсталлировать сами объекты, хотя можно видео. Но самые сильные объекты на таких мероприятиях, симпозиумах, – те, что напрямую работают с окружающей средой.
Для меня это самое интересное.
И должен честно сказать, многие художники поколения взрослого достаточно расслабленно подошли к предложенной теме и просто написали крепкие, качественные вещи… Те, которые они делают всегда, не в ответ на заявленную тему. И тут, может, нужно жестче работать куратором. Я всегда за более жесткий подход. Потому что художники имеют свойство расслабляться.
Допустим, те же работы Александра Ройтбурда, великолепная реплика на тему «Повседневная жизнь в Помпеях», один из самых интересных его проектов, в котором родилась известная его манера метаморфоз, катастроф тела. Работы, созданные здесь, на Бирючем, корнями из этого цикла… Конечно, можно сказать, что тема времени, заявленная куратором, звучит, так или иначе, но это просто хорошие работы Ройтбурда…
- Радует и тешит глаз, и вообще почетно. Знаю, что желание Александра Ройтбурда побывать на Бирючем стало и для организаторов, и для куратора Марии Хрущак неожиданностью почти сенсационной…
- Эти качественные работы, которые для меня, например, никак не связаны с «Бирючим» и заявленной темой. Может, нужно пожестче прорабатывать тему с художниками?
Конечно, правильно, что должны быть имена, должны быть легендарные персоны, как Олег Тистол, Николай Маценко, Александр Ройтбурд. Большой бонус для уровня проекта, и большой бонус для молодых художников, которые могут в таком режиме общаться и обмениваться.
В общем, «Бирючий» – очень хорошая, правильная, грамотная инициатива в масштабах страны. И только так эта страна может изменяться, и я уверен, что как раз искусство изменяет жизнь больше, чем что-либо другое. Мы просто не все отслеживаем что-то в быту, в повседневной жизни.
Вещи, для нас совершенно естественные, некогда были рождены на территории искусства, как некий эксперимент. Поэтому искусство, безусловно, идет впереди любых процессов. И если в регионах буду происходить такие вещи, как Бирючий, то эта страна будет двигаться в будущее.
К вопросу о времени: на самом деле, то, что вы делаете здесь – двигаете время, вытаскиваете один из регионов Украины из обывательского сна, в котором вся страна находится.
Инга Эстеркина