Круглый стол, или как шесть кураторов выставку делали
Самая старая биеннале в Азии – биеннале в Кванджу появилась в 1995 году и имела очень важное социально-политическое значение – она служила символом демократического движения, которому удалось сместить диктатуру в стране. Демократические изменения в обществе привели к активному развитию искусства и теперь в небольшом городе Кванджу, чередуясь, проходят биеннале – современного искусства и дизайна, кроме того, в городе строится масштабный Азиатский культурный центр.
Биеннале холл
Последнюю биеннале в Кванджу в 2010 курировал Массимилиано Джиони, нынешний куратор Нового музея в Нью-Йорке, арт-директор фонда Никола Труссарди, куратор биеннале в Берлине, Лионе и «Манифесты-5». Проект под названием «10,000 жизней», посвященный роли фотографии в современном искусстве, получил положительные отзывы профессионального сообщества, однако Фундация биеннале подверглась жесткой критике за то, что самую старую и престижную биеннале в Азии постоянно возглавляют европейские кураторы. В ответ на эту критику кураторами следующей биеннале были приглашены 6 женщин-кураторов из Азии.
Так началась история «Круглого стола». Сокураторами стали Нэнси Адахания (Индия), Вассан Аль-Худхайри (Катар), Мами Катаока (Япония), Ким Сунчун (Южная Корея), Кэрол Инхуа Лу (Китай) и Алия Свастика (Индонезия). Представляя различные поколения, кураторский поход и интеллектуальный опыт сокураторы должны были создать выставку, которая одновременно отражала бы эти различия, но в тоже время была бы единым высказыванием. Как оказалось впоследствии, подобная задача абсолютно невыполнима, поэтому после 6 месяцев переговоров и попыток наладить сотрудничество, сокураторы признали невозможность единого решения и в качестве темы биеннале, а также методологического подхода избрали метафору круглого стола. Где не существует иерархии и возможны различные точки зрения. В экспозиции подобный подход вылился в два отдельных пространства Кэрол Инхуа Лу и Нэнси Адахании. Остальные четыре куратора предпочли создать общую экспозицию. В результате для удобства зрителя было предложено присвоить каждому куратору один цвет и отмечать работы художника приглашенного тем или иным куратором соответствующим цветом. Надо сказать, эти маркеры только запутали и без того сложную ситуацию. И вместо того, чтобы переходить от одной работы к другой, выстраивая целостную экспозицию, зритель все время силился соотнести тот или иной цвет с одной из шести подтем. Среди них «Пересмотр истории», «Воздействие мобильности на пространство и время», «Назад к индивидуальному опыту», «Интимность, автономность и анонимность», «Переходные встречи», «Начало и конец коллективного».
Монастырь Мугакса
В результате в 5 галереях Биеннале холла, Музее искусства Кванджу, буддистском монастыре Мугакса, старом кинотеатре Кванджу и на рынке Даен были представлены работы более 92 художников и коллективов из 40 стран.
Алия Свастика предпочла большую часть бюджета, выделенного на ее экспозицию, потратить на создание новых работ специально для биеннале, а также на резиденции художников, некоторые из которых провели в Кванджу от 3-х недель до 2 месяцев и активно работали с локальным сообществом. В случае с сайт-специфик инсталляцией под названием «Дом» Крейг Волш и Хироми Танго пригласили жителей Кванджу принести вещи, которые ассоциируются у них с домом. После под руководством художников люди создали инсталляцию из этих вещей.
Крейг Волш и Хироми Танго. Дом
Нэнси Адахании удалось удачно вплести в свою подтему «Начало и конец коллективного» социально-политический контекст биеннале в Кванджу и собрать в своей секции работы, посвященные различным демократическим движениям, а также роли отдельного человека в этих движениях. Среди работ, представленных в этой секции 37-минутное видео группы Что делать? «Башня. Зонгшпиль».
Что делать? Башня. Зонгшпиль
Вассан Аль-Худхайри, самая молодая из шести кураторов, сосредоточилась на Ближневосточном регионе. Одна из лучших – работа алжирца Файсала Багриша «Послание» представляет собой монтаж двух фильмов с одноименным названием, снятым в 1977 году Мустафой Аккадом в одних и тех же декорациях и костюмах, но на арабском и английском языках и с арабскими и голливудскими актерами соответственно. Первоначально фильмы были сняты для различной аудитории, Багриш смешал кадры таким образом, что все диалоги происходят на двух языках, а американские и арабские актеры перемешались.
Мами Катаока, которая с 2003 года является главным куратором Mori Art Museum в Токио, безусловно, одна из самых опытных кураторов в группе. Среди ее проектов сайт-специфик инсталляция Вольфганга Лайба «Безграничный океан» в монастыре Мугакса. Лайб заполнил одно из помещений храма небольшими горками риса, выращенного монахами на территории монастыря и несколькими горками цветочной пыльцы, которую собрал сам. Инсталляция настраивает на медитативный лад и, несмотря на свою простоту, вызывает очень сильные эмоции.
Абрахам Крусвильегас. Atelier Autoconstruccion: The Inefficient Tinkerer’s Workshop: Free Advice Behind Cinema
Сунчун Ким, куратор из Кореи, остановила свой выбор в основном на корейских художниках, хотя самыми интересными оказались как раз не они. Безупречной была демонстрация видео шведа Магнуса Бэртоса «Live Biografi» в старом кинотеатре Кванджу. 20-минутный фильм о трагической жизни близкого друга автора сопровождался комментариями традиционного корейского рассказчика byeonsa, который вплетал в канву повествования личный опыт. Заслуживает внимания и работа Абрахама Крусвильегаса «Atelier Autoconstruccion: The Inefficient Tinkerer’s Workshop: Free Advice Behind Cinema». Крусвильегас расположился в заброшенном доме бывшего владельца того самого кинотеатра, где в течение трех недель собрал из подручного материала странного вида скульптуры. В антураже дома 1930 года постройки, где каждые новые хозяева добавляли все новые и новые элементы декора, не заботясь об их взаимодействии с предыдущими, скульптуры выглядят более чем органично.
Магнус Бэртос. Live Biografi
Наконец, наиболее цельной и концептуально продуманной выглядела экспозиция Кэрол Инхуа Лу. Куратор из Пекина рассматривает современное искусство как площадку, открытую не только для художников, но для всякого рода арт-практиков – теоретиков искусства, музыкантов, поэтов, философов, писателей и т.д. В ее секции были представлены два проекта, которые просто невозможно обойти стороной: «После истории: Александр Кожев как фотограф» под кураторством Бориса Гройса и «Комната для чтения» Рашида Араена. Первый демонстрирует слайды туристических фотографий, сделанных самым влиятельным интерпретатором философии Гегеля и автором идеи Европейского союза философом Александром Кожевым. Тысячи фотографий, сделанных Кожевым в Азии, Европе и России хранились в Национальной библиотеке Франции, пока в прошлом году их не обнаружил Борис Гройс. Слайды расположены тематически: фотографии Запада справа, Востока и Азии слева и России по центру, перед каждым изображением некое подобие кафедры, позволяющее предстать перед фотографией и вступить с ней в диалог.
«Комната для чтения» заполнена всеми выпусками журнала «Третий текст. Перспективы третьего мира в современном искусстве и культуре», который с 1987 года регулярно выпускает художник, куратор и писатель Рашид Араен. Пакистанец по происхождению, Араен еще в начале 70-х выступал за равноправие азиатских, африканских и латиноамериканских художников с их европейскими коллегами, а также за преодоление постколониального синдрома в сфере искусства. Фактически журнал имел огромное влияние и стал платформой для художников и кураторов, которые не были включены в европейский дискурс. Сейчас он также фокусируется на вопросах, связанных с будущим современного искусства, с его целями и задачами.
Суммируя, можно сказать, что первая в мире биеннале с 6 сокураторами является открытой платформой для экспериментов и проявления различных точек зрения, в ней нельзя усмотреть единого посыла и объединяющей все работы идеи. Она важна скорее как новый симптом современного искусства, как попытка открыто заявить о различиях, вместо того чтобы притворяться единым целым.
Екатерина Филюк