Ксения Гнилицкая: «Хочется работать в стол, вне времени»

Художница Ксения Гнилицкая участвует в выставках с 1999 года. За 17 лет график, живописец, участница творческого объединения «Р.Э.П.»  успела представить общественности более десятка персональных проектов, среди которых и недавняя социально-значимая выставка «Стратиграфия», демонстрировавшаяся с 17 марта в пространстве «32 VozdvizhenkaArtsHouse». Акварельные рисунки, призванные обратить внимание на проблему уничтожения памятников архитектуры, вызвали большой интерес у прессы, активистов и столичной публики. Роксана Рублевская и ART UKRAINE побеседовали с Ксенией об идее создания «Стратиграфии», пейзажах «за заборами» и способах популяризировать социальное творчество.

 

О творческом методе


Я постоянно хожу со своим дорожным блокнотом. Это своего рода интровертность, отказ от заказных проектов, где первичная мотивация – заполнить чем-то пространство в определенные сроки. Хочется работать для себя, в стол, без времени, в каком-то идеальном социализме. В целом я позиционирую себя как живописец, участница группы «Р.Э.П.», которая занимается акциями, инсталляциями, перформансами. Графика – скорее хобби, это такой дневниковый формат творчества. У меня есть внутренняя тяга работать сериями, каждая из которых не похожа на предыдущую. Первичным для меня, как и, пожалуй, для любого художника, является идея, а уж потом – форма и способ ее воплощения. Например, есть вещи, которые не выдерживает живопись и их проще показать в инсталляции.

 

Ксения Гнилицкая. «Руины сенного рынка». Из серии «Стратиграфия» (акварель, тушь на бумаге). Здесь и далее – работы художницы

 

О проекте «Стратиграфия»


Идея проекта «Стратиграфия» возникла, когда я пришла к своей знакомой, у которой из окна был виден «Сенной рынок». В тот же день здание было разрушено. Она предложила нарисовать руины. Я стала размещать картинки в социальных сетях и по некоторым совпадениям получила большой отклик общественных активистов. Тут и возник замысел рисовать то, что они спасают. Вначале была идея показать некую утопию: когда-нибудь все превратится в руины, а люди исчезнут, уступив место какому-то новому виду. Но потом эта идея трансформировалась в то, что вы видели в галерее. Я как бы отдала свой проект под декорацию активистского дискурса.

 

Я связалась с Аксиньей Куриной, которая является создателем организации «Доступ к правде». Ее коллеги провели журналистское расследование по памятникам архитектуры местного значения, и она предоставила мне список зданий, по которому я и создавала свои работы. «Стратиграфия» дословно означает изучения слоев почвы. В целом так и получается: я изображаю слои реальности. Данный проект – попытка объединить общественный активизм и искусство. Нюансная беспредметная живопись не могла бы стать техникой для данной серии, тут ключевым является этнографический подход. Я ставлю задачу быть достоверной, мои работы – такая себе рукотворная документация. А чтобы рисунки были понятны широкому зрителю, пригодны для тиражирования, демонстрации их в сети, на акварель я наношу контуры тушью для большей выразительности. Нечто подобное хотелось бы сделать о каждом украинском городе.

 

О «политической» живописи


В 2013 году была интересная ситуация с картиной «Житие президента». За несколько месяцев до его побега я предложила многим кураторам готовый проект «Прикрывая стагнацию» или «На глиняных ногах», в который входила эта работа. Как по мне, ничего обличающего, но показывать их все равно опасались. Я просто визуализировала данные из Википедии, на манер «Жития святых». После короткой, но впечетлившей поездки в Индию, где подобная традиция существует в форме плаката, мне захотелось представить, как бы это выглядело с нашим «лидером». Скрипя душой, картину выставили, а уже через несколько месяцев все забыли, что этого человека нужно бояться. Разоблачить – журналистская задача; мне же казалось важным обернуть образ в архаику, показать всю нелепость современной агитационной риторики и возврат в Средневековье. Следующей работой был календарь-надпись, который  гласит: «Поки пани гуляють, холопи землю кров’ю напувають». Его показала куратор Оксана Брюховецкая в резонансной выставке «Що у мене є від жінки». Это политический плакат в народном стиле.

 

 


«Поки пани гуляють, холопи землю кров’ю напувають» (календарь, цифровая печать)

 

О ближайшей выставке


Сейчас я продолжаю тему, посвященную классовому неравенству. Рисую заборы. Следующий персональный проект, который планирую показать в сентябре в «Центре Довженко», называется «За забором». Это серия  про пейзажи, перекрытые забором, начатая и показанная еще в 2012 году. Там я поднимала вопрос публичной собственности и повсеместной  приватизации. Тема приобретает новые оттенки в виду роста социального неравенства в стране. Мне кажется, что и сейчас люди, столкнувшись с инфляцией, бедностью, запуганные новостями про переселенцев, в ощущении какого-то неминуемого краха, пытаются отгородиться и сохранить стабильность путём выстраивания барьеров. Также в выставке будет участвовать художник Тарас Каменной, он представит свою инсталляцию.

 

Пейзаж І. Из серии «За забором» (2013, масло на холсте)

 

О главной задаче куратора


Самое главное, чтобы институция, галерея, арт-центр придерживались выбраной стратегии. В этом отношении мне, например, нравится подход Паши Гудимова. У него как раз эта стратегия есть, есть его профиль, стиль, назовем это так.

 

О культуре на периферии


Приезжая в небольшой город, чувствуешь жажду за культурным диалогом. Не хочется, чтобы все оседало в Киеве, культура должна иметь региональный резонанс. На создание арт-центров на периферии не всегда нужны деньги меценатов. Есть понятие «деньги города»: города имеют ресурс, чтобы создавать культурное пространство, но порой бывает нелегко идти этим путем. Сложность в том, что выставляемые проекты должны быть универсальными, чтобы пройти там местную цензуру.

 

О государственных арт-институциях


Минус институций в том, что люди работают на определенной должности фиксированный рабочий день. Зачастую они уходят на обед, идут на перекур, рано удаляются домой. Они не станут монтировать твою выставку до поздней ночи – это не в их интересах.

 

«Секондхенд» (2011, масло, холст)

 

О новых проектах группы «Р.Э.П.»


Мы готовим презентацию книги, которая посвящена десятилетию творческого объединения «Р.Э.П.». Это сборник, состоящий из множества статей о нашем творчестве, о его трансформации и наших ориентирах.

 

Ксения Гнилицкая. Фото Евгения Черного

 

О творческих поисках


Меня интересуют разные направления. Граница реализма и абстракции – отдушина, в которой можно не показывать лишний нарратив, оставаясь искренним. Например, у меня состоялась совместная выставка с отцом Александром Гнилицким – «Разные культуры» (правда, уже после его смерти). Я рисовала плесень и микроорганизмы: в целом – реалистично, но при этом – фантастично, абстрактно. Изображение не было узнаваемо сразу. Есть еще другая линия в моем творчестве – социальное искусство, в котором нужно проявить гражданскую позицию. Здесь я ухожу от эстетики к смыслу. Мне всегда хочется, чтобы художник не говорил, а показывал. Последнее время меня интересует печать открыток, календарей, плакатов с моими работами. Печать как способ популяризировать социальное творчество. Она хороша тем, что если у человека нет возможности приобрести картину, он всегда может купить открытку или другую печатную продукцию и приобщиться к прекрасному.

 

***

 

Роксана Рублевская – арт-журналист, дипломированный киновед, постоянный автор ART UKRAINE.